Чистка впускного коллектора, дроссельной заслонки и клапана EGR

Самый распространенный запрос в интернете на эту тему звучит так: «Чистка ЕГР», хотя на самом деле запрос этот неправильный и безграмотный, поскольку — и впускной коллектор, и дроссельная заслонка, и сам собственно клапан системы EGR (а также и некоторые другие компоненты системы) — это фактически одна магистраль для выхлопных газов. Все эти компоненты и узлы замасливаются, набиваются «сальными» отложениями, которые со временем закоксовываются и затвердевают, и, в конце концов, — система выходит из строя. Как со всем этим грамотно бороться, — рассуждают наши эксперты.

 https://a.d-cd.net/87a3818s-960.jpg

Изначально система рециркуляции отработанных газов (в английском варианте аббревиатура EGR расшифровывается как Exhaust Gas Recirculatiоn) была предназначена для снижения температуры топлива в цилиндрах и снижения концентрации оксидов азота в выхлопе — это для дизелей. А в бензиновых моторах возврат некоторой части отработанных газов во впускной коллектор, помимо реверанса в сторону экологии, позволяет значительно снизить расход бензина. Однако в головах нынешнего поколения автомобилистов отложилось просто и непритязательно — система ЕГР. И всем понятно, о чем речь.

 

В России — из-за низкосортного топлива — рециркуляция приводит к попаданию недогоревших частиц бензина и солярки, а также моторного масла  и сажи обратно во впускную систему. Отсюда — интенсивный износ колец, забитые каналы, «закостеневшие» сопряженные пары и узлы. Сажа с масляными нагарами  (мотористы это называют «салом») оседает на стенках всей магистрали, а конкретно:

— во впускном коллекторе,

— на дроссельной заслонке,

— на штоках и «тарелках» клапанов,

— на находящихся внутри системы датчиках и контроллерах,

— на всех механических соединениях, в том числе и в клапане EGR.

 

Всё это ведёт к нестабильной работе двигателя, потери мощности, перерасходу топлива, а «судороги двигателя» — к нестабильной же работе трансмиссии, приводов и так далее, словом — всего автомобиля.

 

Долгое время одним из радикальных способов лечения этой болезни в России было удаление системы EGR, причем «на корню», а точнее «с корнем» (ведь российским автомобилистам всегда было плевать на экологию). Автовладельцы, узнавая стоимость ремонта, предпочитали заглушить этот злосчастный клапан, однако…

Однако, если вы решились на подобный шаг, то делать это нужно у профессионалов, а не в гаражном кооперативе на яме.  Проводить данные работы следует правильно и грамотно, поскольку нюансов — тьма. Нужно, например, корректно поступить с датчиком кислорода (да и с другими компонентами системы), иначе электроника сможет оценить  ситуацию как «излишне большой расход воздуха», и тогда топливо в магистраль начнет литься «как из ведра». Причем со временем автовладельцы заметили, что подобный радикализм  ведет не только к увеличенному расходу топлива, но и к менее стабильной работе мотора, а также к сбоям во всех других системах автомобиля.

Более грамотным лечением все-таки была признана «чистка системы ЕГР». Именно такие запросы автовладельцы сегодня гуглят и яндексят в своих смартфонах. Однако и тут профессионалы рекомендуют обращаться к специалистам. Почему? А потому что, как и у всякой другой болезни, тут существует масса нюансов и подводных камней.

 

Например, наиболее частая поломка клапана EGR — это клин в одном из положений. В открытом состоянии все отходы горения из цилиндров снова летят внутрь этих же цилиндров, особенно при нагрузке и/или на высоких оборотах. А ведь это – откровенный абразив, которые «съедает» зеркало цилиндров, словно наждачной бумагой. В закрытом положении «кипят мозги» электронного блока управления (ЭБУ), поскольку сюда приходят далеко  не корректные показания датчиков, а как следствие  — некорректная работа и всех остальных систем автомобиля, и двигателя в частности.

Но в самом начале «грязного процесса» клапан начинает работать рывками, сбоят соленоиды и сервоприводы, дергаются заслонки и сам шток,  глючит электрика и электроника, и вся система работает некорректно.

 https://a.d-cd.net/7149928s-960.jpg

Причины возникновения этих и прочих неисправностей — банальны:

— использование некачественных эксплуатационных материалов (моторных масел и фильтров);

— некачественное и несвоевременное ТО систем двигателя, в том числе и самой системы рекуперации газов;

— нарушение сроков и регламентных межсервисных пробегов;

— «нещадный» режим эксплуатации автомобиля и самого двигателя, то есть – короткие поездки без выхода двигателя на рабочие температурные режимы, городские пробки, непролазное бездорожье и тд.

 

Симптомы критических загрязнений дросселя, магистрали и самого клапана EGR, показательны: двигатель троит, сбоит, педаль газа «слишком заторможена», словом — автомобиль не едет

 

В некоторых моделях клапан EGR оснащен, например, датчиками положения, тогда рециркуляция газов происходит только в определенных режимах нагрузки и/или на строго определенных оборотах. С одной стороны, это хорошо, но с другой, — подобное инженерное решение лишь усложняет и саму систему, и ее диагностику.

 

Датчики массового расхода воздуха и кислорода (лямбда-зонд), электронный блок управления (ЭБУ) двигателем — все компоненты системы рециркуляции рассчитывают на взаимную корректную и слаженную работу.

А ее — нет!

При этом признаки загрязнения элементов системы могут проявляться не постоянно, а периодически. Однако даже несистематические временные симптомы неустойчивой работы двигателя нельзя игнорировать, поскольку они явно указывают на появляющиеся и потенциальные неисправности. И в таком случае, как говорят старые мотористы, — лучше перебдеть, чем недоспать. И  грамотная диагностика на профильном сервисе всё покажет. Ведь профилактика ВСЕГДА дешевле лечения.


Популярные тэги в статьях

Контакты