Эксплуатационные материалы: охлаждающие жидкости

Качество современных антифризов сегодня довольно высокое, но сроки их эксплуатации ограничены и периодическую замену антифриза в системе никто не отменял.  В первую очередь, охлаждающая жидкость, конечно же, не должна замерзать при низких температурах, а также кипеть во всем рабочем диапазоне температур работы двигателя. Выбор антифризов сегодня просто огромен, как  тут не растеряться и купить именно то, что доктор прописал? И самая главная подсказка находится как вы думаете где? Правильно - в наших Инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках. При подборе антифриза следует придерживаться простого правила - ориентироваться в сторону более высоких показателей качества, чем это предписано в той же Сервисной книжке. Хуже от этого двигателю не будет, а только лучше.

В числе самых главных «способностей» охлаждающей жидкости должны быть следующие:

— она должна легко прокачиваться,

— иметь достаточную  теплопроводность и теплоемкость,

— не воспламеняться,

— не вспениваться,

— никак не воздействовать на механизмы, детали и материалы системы охлаждения,

— иметь стабильную рабочую температуру.

И в наибольшей степени всем этим требованиям отвечает какая жидкость?

Правильно – вода!  А самое главное достоинство воды — она легкодоступна, бесплатна (или почти бесплатна).

Недостатки воды:

— у воды недостаточно высокая температура кипения – всего  90-100 0С;

— неприемлемо высокая температура замерзания – около нуля или чуть ниже, то есть рабочая область весьма узкая;

— вода увеличивается в объеме при замерзании, и это критично для замкнутых  систем;

— вода коррозионно агрессивна;

— образуются накипи.

Популярные методу очистки системы охлаждения от ржавчины 

Если ваш автомобиль эксплуатируется в климатической зоне,  где не бывает достаточно низких температур или только в зимний период, то применение воды допустимо. Другое дело, что это сейчас «не  модно», а главное — хлопотно: зимним вечером сливай, а ранним утром снова заливай…

Но в любом случае стоит знать основные свойства воды, чтобы не допустить нежелательных, а порой и катастрофических последствий в иных «аварийных» ситуациях. Если у вас есть такая «возможность» (эксплуатировать авто на воде), то следует знать, какая вода подходит, а какая нет.

Главный из ее недостатков – образование накипи. Это твердые отложения на горячих стенках рубашки охлаждения, которые образуются при оседании солей кальция,  магния и некоторых других минералов. Накипь ведет к уменьшению теплопроводности стенок системы охлаждения, излишнему нагреву и даже перегреву двигателя, ухудшению его эксплуатационно-технических характеристик, и, в конце концов – к  выходу из строя. Один из признаков — греется двигатель.

Так, например, при  толщине накипи до 2 мм   расход топлива возрастает на 10%, а падение мощности ДВС  достигает порой 20%.  Концентрация солей в воде характеризуется таким понятием, как «жесткость воды». Мягкая вода или жесткая, при отсутствии специального оборудования, можно определить  по пенообразованию при намыливании. В мягкой воде пена недостаточно устойчивая и слишком легко смывается, в жесткой она пушистая, высокая и устойчивая, но на руках остается белый осадок из солей того же кальция.

 Не замерзнуть и не закипеть

По жесткости воду делят на три группы.

  1. Атмосферная: дождевая, талый снег, она очень мягкая, накипи не образует.

 

  1. Поверхностная вода: речная, озерная; в северных районах она мягкая и среднемягкая, коэффициент жесткости от 1,5 до 4,0 мг-экв/л.; в Центральных и Южных районах России – среднежесткая, коэффициент от 4,0 до 8,0 мг-экв/л. Вода с коэффициентом жесткости от 1,5 мг-экв/л и выше образует накипь, которую следует удалять из системы охлаждения двигателя не реже одного раза в год.

 

  1. Грунтовые воды: из горных ручьев и рек, артезианская, родниковая, колодезная. Это – самая жесткая, коэффициент – от 8,0 до 12,0 мг-экв/л. Быстро образуется значительная накипь. Использовать в качестве охлаждающей жидкости не рекомендуется. Только как аварийный вариант, если другой воды под рукой нет.

 

Практический совет для тех, кто еще рискует использовать воду в качестве охлаждающей жидкости в автомобиле. Среднежесткую, жесткую и очень жесткую воду умягчают специальными антинакипинами, а также кипячением в течение 20-30 минут либо перегонкой — дистиллированная вода!

Однако применение воды в современных автомобилях ограничено несколькими аспектами. Например, современные системы охлаждения  герметичны и поддерживают давление в пределах 0,10 - 0,22 МПа, и вода при таком давлении хоть и закипает при температурах к 112-1240С, но и накипь образуется едва ли не в ураганном темпе.

При тяжелых условиях эксплуатации вода легко нагревается до температуры кипения (90-100о С), и ее эффективность, как охлаждающей жидкости, резко падает, и двигатель рискует быть «быстро убитым».  Поэтому практически все современные автомобили заправляются – антифризами.

Антифризы

В своем подавляющем большинстве антифризы состоят из растворов воды и этиленгликоля — двухатомного спирта CH2ОНСН2ОН — с температурой кипения 170-190 0С.

Достоинства антифризов:

 — рабочая температура их замерзания достигает -60 0С (минус шестидесяти градусов по шкале Цельсия);

— температура кипения +170 0С (плюс 170 градусов);

— антифризы  в отличие от воды при замерзании не увеличиваются в объеме, а образуют рыхлую массу кристаллов в среде этого самого этиленгликоля, поэтому даже при сильных морозах не происходит разрыва рубашки охлаждения ДВС.

Какой должен быть антифриз: виды и различия антифризов для авто - отличия и  характеристики 

Недостатки антифризов:

— цена (его приходится покупать);

— его рабочая теплоемкость и теплопроводность ниже воды, поэтому слегка затруднен прогрев двигателя;

— при нагреве он увеличивается в объеме, именно поэтому в современных системах охлаждения применяется расширительный бачок;

— антифризы коррозионно агрессивны, нестабильны и для этого в их составах находятся  специальные антикоррозионные, противопенные и многие другие присадки, которые со временем «стареют», именно поэтому производители и регламентируют периодическую их замену.

Как заявляют иные производители, цитата: «…срок службы современных антифризов иногда достигает 10 лет или 200 тыс. км, однако эксперты считают это маркетингом и рекомендуют замену  не реже чем раз в 4 года», — конец цитаты. Но если вы почитаете свое Руководство к автомобилю, то почти наверняка найдете в таблице регламентных ТО — 2 года или 60 тыс. км пробега. Этой рекомендации и следует придерживаться.

Антифриз со временем «стареет»: снижается его запас щелочности, возрастает его коррозионная агрессивность, но, как рассказывают мотористы,  при эксплуатации его до 2-х лет очагов коррозии в рубашках систем охлаждения как правило не обнаруживается.

В процессе эксплуатации он испаряется, вытекает, сочится  из-под сочленений, прокладок и тп, и его уровень в системе снижается. Допустимо доливать дистиллированную воду, следует только следить за его плотностью, которая должна быть не менее 1075 кГ/м3. Если плотность снижается,  и это бывает как раз  случаях доливки воды (причем, как показывает практика, далеко не всегда дистиллированной), то срок службы антифриза резко сокращается. Увеличить его можно добавлением специальных средств или концентрата этой же компании-производителя, этого же состава, названия, марки и проч. В противном случае  антифриз однозначно подлежит замене.

GISMETEO: В чём разница антифризов для авто, кроме их цвета? - Авто |  Новости погоды.

Покупать антифризы лучше в фирменных магазинах и на СТО, избегая лотков в неизвестных вам местах. Известен случай, когда зимой далеких 1996-97 годов на одном из авторынков Ростова группа мошенников под видом антифриза торговала  морской водой, которая по цвету и плотности подходила идеально. Но видимо кто-то из  тогдашних «новых русских ростовчан»  заправил свою иномарку указанным «тосолом», последствия чего в ту суровую зиму предугадать нетрудно. «Коммерсантов», как рассказывают, расстреляли прямо на их торговых местах посреди рабочего дня. Отголоски той известной разборки были слышны далеко даже за границами Ростовской области.

Повторюсь в очередной раз — обращайтесь к профессионалам!

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист


Популярные тэги в статьях

Контакты