Поиском альтернативных видов топлива автомобильное человечество занималось всегда. Существовали автомобили, которые ездили (а порой и сейчас ездят) на спирте, на дровах, на водороде и/или «чистом» электричестве, на подсолнечном (рапсовом, пальмовом) масле, в том числе — и на природном газе. Газобаллонное оборудование (ГБО) – выгодно или нет? И насколько?
Типы автомобильного газообразного топлива
Сегодня используется так называемый компримированный природный газ, больше нам известный как метан, а также сжиженный природный газ — пропан, а точнее — пропан-бутановая смесь. «Пропановых» автомобилей значительно больше. Также сегодня «прижились» два типа «пропанового» газобаллонного оборудования, ГБО второго поколения (карбюраторные двигатели) и ГБО четвертого (впрысковые). Третье (как переходное) просуществовало лишь пару лет, а пятое, шестое и даже "Поколение 6+" оказалось настолько технологически сложным и дорогим, что широкого применения не получило. И, наконец, совершенно не прижился перевод на голубое топливо дизелей — невыгодно!
Цены на установку ГБО для различных автомобилей могут значительно колебаться, в том числе, и в зависимости от типа автомобиля, а точнее – от класса транспортного средства, системы питания, объема и мощности двигателя и тп. Чем интенсивнее эксплуатация и длиннее пробеги, чем больше объем двигателя, — тем быстрее окупается установка.
Плюсы
Минусы
— газовый баллон;
— лишняя топливная магистраль;
— смеситель;
— дополнительные фильтры;
— редуктор (или другая редуцирующая аппаратура);
— «свои» форсунки и тд.
Все компоненты монтируются (и демонтируются) без ущерба для заводской конструкции. Внешний вид никак не изменяется, заправочный приемный штуцер прячется где-нибудь под лючком штатного заправочного отсека или под бампером, а в интерьере на панели приборов появится лишняя кнопка и дополнительный индикатор.
Пропан или метан?
Голубому топливу безразлично, зима за окнами или лето. Однако, в зависимости от сезона, пропан-бутан на заправочных станциях предлагается «…разного химического баланса» (как с зимней и летней солярками). Зимой тут больше пропана, а летом – меньше. Но при любых минусовых температурах запуск двигателя всё равно производится на бензине, и только потом, после прогрева, автоматически переводится на газ.
Срок службы ГБО достаточно велик. Баллон рассчитан, например, на 10-12 лет (в зависимости от конструкции и производителя), трубопроводы, редуктор, клапаны и тд — на те же 8-10 лет эксплуатации. Однако «ежегодное» внимание, вне зависимости от пробега, потребуют к себе фильтры, а также резиновые мембраны, пластиковые и прочие уплотнители, которые в любой агрессивной среде выходят из строя через 1-2 года. И их заменяют новыми.
Один раз в несколько лет (в зависимости от производителя и конструктивных особенностей) требуют освидетельствования баллоны, следует периодически удалять конденсат из системы, а все (ВСЕ) работы следует доверять исключительно специалистам.
И последнее о минусах. А точнее – об экономии. На любом типе двигателей расход газа всегда выше процентов на 20-25, а при «половинной» его цене к стоимости бензина всё равно остается «вполне себе такая положительная» маржа.
То есть — выгодно!
Другое дело, что любая газобаллонная аппаратура требует обслуживания исключительно в специализированном сервисном центре и/или при участии дипломированного (сертифицированного) специалиста.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист
Популярные тэги в статьях