«Та какой же он гонщик? Какой же он, к чертям, гонщик, если он «экономит» машину, «экономит» двигатель…», — так говорят болельщики да и сами спортсмены о неудачниках, об аутсайдерах, которые «топчутся» в конце пелотона. Если эту мысль экстраполировать на нашу сегодняшнюю ситуацию, но с обратным знаком, то вот вам мой маленький автоликбез о том, как максимально сохранить свой автомобиль до лучших времен. Он состоит всего из трех позиций (правил и задач), причем эти задачи и правила также не сильно сложные.
Список задач
По моему личному опыту скажу, что список позиций по грамотному и максимально правильному сохранению своего авто до лучших посткризисных времен, на самом-то деле — не сильно длинный:
Но начинать следует, разумеется, с конца этого списка.
Третье: нужно провести грамотное предварительное ТО автомобиля
Даже если ваше регламентное ТО было проведено не слишком давно, и у вас есть такая финансовая возможность, то внеочередное провести не помешает. А если межсервисный пробег или срок приблизился к половине или даже перевалил на вторую половину, то тем более и обязательно нужно изыскать эти самые финансовые возможности и провести обслуживание своего авто «вне всякой очереди».
Второе: нужно ввести в ежедневную практику грамотную щадящую эксплуатацию автомобиля
Тут правила не сильно сложные и их не очень много. Понятно, что следует сократить количество поездок, и за руль садиться только в случае необходимости, чтобы максимально сократить все эксплуатационные издержки.
И, наконец, ПЕРВОЕ: следует применять приемы грамотного (экономного) управления автомобилем
Коль «жизнь заставляет» и ездить нужно, то для начала следует вспомнить то, чему тебя когда-то учили в автошколе, чего ты не дослушал, чего не услышал и вообще пропустил мимо ушей за ненадобностью.
Вот перечень этих приемов:
А. Самая распространенная ошибка большинства автомобилистов — не смотреть на тахометр и не слушать обороты двигателя. В штатной (повседневной) обстановке ездить на «пенсионерских» скоростях, на самом-то деле — неправильно, это вредит мотору.
Примечание. Современные двигатели не любят подобного обращения, а некоторые производители в своих Инструкциях и Руководствах напрямую запрещают… даже прогревы моторов на холостых оборотах. Больше того скажу, опытные водители рекомендуют (и я также это практикую) раз в месяц-два «дать прогазону» своему двигателю, то есть несколько километров или даже с десяток километров прохватить на максимальных оборотах и максимальной скорости. С инженерной точки зрения тут есть резон — кольца, клапаны и другие механизмы и узлы «раскоксовываются» естественным образом без применения специальных препаратов и присадок.
В «кризисных экономных» условиях на этих самых пенсионерских скоростях поездить можно, большого вреда не будет.
Б. Еще одна распространенная ошибка, и особенно она проявляется у малоопытных водителей. Чаще всего это происходит при движении задним ходом, а некоторых случаях — и при движении в «штатном» режиме вперед. Любой двигатель не любит перегазовок и смены оборотов. То есть, наше «рынь-рынь» педалью газа — самое страшное для любого мотора, и не только дизельного или бензинового, а для любого!
Из личного опыта
Когда-то на заре производственной деятельности мне довелось работать на авторемонтном заводе в моторном цехе. И бригадир (поучая меня, тогда еще начинающего слесаря и токаря) однажды показал мне двигатель, который проработал более миллиона пробега в так называемых приведенных километрах. Он продемонстрировал мне почти идеальное зеркало цилиндров, а таким «ухоженным» оно было потому, что этот двигатель стоял на станине компрессорной станции. То есть, его с утра как завели, так он всю смену и молотит на одних оборотах в 2500-3000 об/мин.
Позже, уже будучи инженером и журналистом, я узнал, что, например, и двигатели на судах, и те же дизель-генераторы «выхаживают» по миллиону и больше приведенных километров. Поэтому (уж так мне повезло) в своей водительской практике я никогда не делаю этих самых «рынь-рынь», и мои моторы выхаживают значительно дольше среднестатистических. Но подавляющее большинство водителей (я ведь наблюдаю) порой даже специально «агрессивно газуют» на перекрестке, чтобы быть похожими на профессиональных спортсменов, хотя для двигателя это — реальная смерть или, если сказать мягче, «значительно более укороченная жизнь».
В. Экономная езда предполагает, кстати, не только пенсионерские обороты и скорости, но и определенные водительские умения. Я, например, давно приучил себя смотреть не на ближайший светофор или перекресток, и даже не на следующий, а… на ВСЕ СВЕТОФОРЫ до самого горизонта. В этом случае можно прогнозировать и общую скорость дорожного потока, и свою собственную, и полгорода проехать, например, на третьей передаче, ни разу не переключившись.
Итог
И теперь вернемся взглядом в самое начало статьи, и я специально хочу это подчеркнуть, что максимальную экономию в кризисный период может дать только исправная, безаварийная и отлаженная работа ВСЕХ механизмов и узлов в твоем авто. В первую очередь нужно подготовить автомобиль — обязательно! Словом, говорил, говорю и буду повторять — обращайтесь к профессионалам!
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист,
специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».
Популярные тэги в статьях