Коробка перемены передач (КПП) — один из наиболее нагруженных элементов автомобиля. Греется! И особенно в жаркое время года. Как избежать проблем? Типов коробок передач, как известно, насчитывают несколько:
— механическая (МКПП);
— однодисковый робот;
— робот с двумя дисками сцепления;
— вариатор;
— гидромеханическая (АКПП), —
…хотя на самом деле ТИПОВ коробок всего два – механика и традиционный гидротрансформатор. Вариатор и роботы по своей сути являются чистой механикой, а управление сцеплением и переключением передач тут занимаются электроника, сервоприводы и прочие различные актуаторы. Не все механические КПП откровенно и критично нагреваются при работе, но контроль за ними также нужен однозначно.
Механические КПП
А начну с механики, ее делали, делают и будут продолжать изготавливать, и вот почему:
Существует довольно устойчивый миф, что за механикой следить не обязательно, мол, она призвана служить весь срок эксплуатации авто, но это не так. Самым теплонагруженным агрегатом в автомобиле безусловно является двигатель. Коробка перемены передач стоит на втором месте. А дальше идут остальные элементы трансмиссии (мосты, приводы и тд.), ходовая часть (тормоза, амортизаторы и другие гидронаполненные элементы) и, наконец, подшипники, сайлент-блоки, опоры и тп.
Механическую исправную КПП действительно перегреть трудно хотя бы потому, что ее картер выполнен ребристым и выполняет функцию радиатора охлаждения масла. Однако существует несколько причин, из-за которых перегрев, а затем и механическая поломка в КПП весьма вероятны. Первая из них – это старое грязное масло с высоким содержанием механических примесей: частиц металлов, пластика и прочих осадков. Вторая и главная — утечка и снижение уровня трансмиссионного масла, и как следствие:
— тот самый его нагрев;
— износ элементов синхронизаторов (эти страдают в первую очередь, поскольку выполнены из бронзы);
— износ шестерен передач;
— износ шлицевых соединений;
— износ подшипников валов;
— износ и протечки сальников и так далее.
Всё вышесказанное в равно мере относится и к роботизированным КПП, поскольку они, повторюсь, всего лишь разновидности механики.
Вариаторы греются чаще, поскольку разнонаправленные динамические нагрузки в них значительно выше, как и механические потери за счёт трения скольжения. А вот традиционный гидроавтомат содержит трансмиссионную рабочую жидкость ATF, которая является едва ли не основным звеном передачи крутящего момента. Вот здесь внимание к температуре — втройне!
Традиционные АКПП
В процессе работы гидротрансформатора происходит нагрев его рабочей жидкости ATF, а от нее греются и все остальные элементы КПП. Оптимальной рабочей температурой современных гидроавтоматов является – 70-90 градусов Цельсия, именно поэтому автомат рекомендуется прогревать по утрам. В рабочем порядке и в тяжелых условиях работы производители придумали и естественные охладители (ребра картеров и поддонов), и принудительные формы — отдельно вынесенные радиаторы охлаждения.
Основная проблема АКПП при перегреве – это потеря свойств трансмиссионной жидкости. У современных типов ATF предельной температурой является 110 градусов, а если температура выше, то происходят следующие неприятные (и неправильные) вещи:
Причины потери качества и рабочих способностей АКПП следующие:
— если трансмиссионная жидкость ATF не меняется согласно регламентам производителя автомобиля или самой КПП (и порой годами), то со временем выпадают, выгорают и окисляются присадки, в жидкости появляется осадок, и в результате циркуляция ATF затрудняется;
— если имеются проблемы с радиатором охлаждения, то он может не выполнять свою функцию, например, по причине загрязнения внутренних каналов или забитых, деформированных сот самого радиатора;
— если автомобиль систематически работает в тяжелых условиях и с постоянными большими нагрузками (пикапы, джипы и прочие внедорожные полноприводники), то вероятность систематического перегрева жидкости довольно высока;
— если автовладелец не соблюдает правила буксировки, предписанные производителем в Инструкции по эксплуатации. Некоторые модели автомобилей в качестве тягача использовать можно, а вот буксировать иные модели автомобилей с автоматической трансмиссией производители и вовсе запрещают, только эвакуатор;
— если водитель излишне увлекается спортивным стилем езды, трогается и ездит с пробуксовкой и так далее, то это также – нехорошо. Впрочем, пробуксовку и «агрессию» не любят и другие типы КПП, да и любые моторы и вообще механизмы.
На современных автомобилях, как правило, установлена «защита от дурака», то есть от перегрева гидротрансформаторной КПП; в критической для неё ситуации она самостоятельно переходит в аварийный режим или вовсе отключается при нагреве.
Признаки перегрева
— на приборной панели загорается соответствующий значок; на некоторых ранних и бюджетных моделях такой функции нет, но установить ее сегодня не сложно и не дорого;
— чувствуются рывки и толчки при переключениях, которых раньше не было;
— теряется так называемая адаптивность КПП, то есть передачи переключаются либо слишком рано, либо наоборот, при повышенных оборотах;
— иногда передачи могут и вовсе «проскакивать», например, со второй сразу на четвертую;
— а если явно слышен «запах горелого масла (ATF)», то это однозначный сигнал остановиться и вызывать эвакуатор.
Советы и рекомендации
…эвакуатор и автосервис…
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
Популярные тэги в статьях