Проточка и восстановление тормозных дисков

Проточка тормозных дисков — настоящая, реальная и весьма существенная экономия 

По нынешним кризисным временам я замечаю вот какую тенденцию — экономить начинают все! Не только владельцы бюджетных автомобилей, но и вполне себе таких престижных, элитных и дорогих иномарок. Оно и понятно — проточка тех же, например, тормозных дисков владельцу большого и дорогого автомобиля обойдется в пару-тройку тысяч рублей, а новый тормозной «блин» (автомеханики между собой их так и называют — блинами), повторюсь и подчеркну особо — 1 (один) блин в цене дотягивает до «десятки», а то и больше десяти тысяч рублей за штуку!

 

От чего происходит искривление и коробление диска?

Помимо естественного износа рабочей поверхности накладок на тормозных колодках и контактных поверхностей тормозных дисков (барабанов), с этими элементами тормозной системы происходят также и другие, не менее «печальные» процессы.

 

Самый первый из них и главный — это температуры! Чем мощнее автомобиль, чем выше его «крейсерские» скорости, тем более высокие требования производитель автомобиля предъявляет к такой эксплуатационной жидкости, как тормозная. Мы ведь знаем, что в современную мощную иномарку нельзя заливать ТЖ марки DOT-4 (и уж тем более DOT-3, DOT-2 или DOT-1), а исключительно DOT-5, DOT-5.1 и прочие с маркетинговыми индексами «Плюс», «Супер» и тп. Чем выше индекс тормозной жидкости, тем выше точка ее кипения, парообразования и тд.

 Также высокие «рабочие» температуры не только ускоряют этот самый естественный износ, но и отрицательно сказываются на всех остальных узлах тормозной системы — цилиндрах/поршнях, суппортах и тд. В инженерные дебри углубляться не буду, а скажу лишь, что безопасность — превыше всего!  Это — главное.

 На состояние и эксплуатационные свойства тормозных механизмов влияют также всевозможные дорожные загрязнители и агрессивы — битум, песок, грязная талая вода, антигололёдные реагенты и тд и тп. И если тормозные колодки считаются расходным материалом, то и тормозные диски… тоже! Другое дело, что диски современных авто «ходят» по 3-4 срока замены колодок, а то и гораздо меньше.

 Также не буду углубляться в такие всем известные истины, как, например, манера езды — агрессивная или пенсионерская, — а остановлюсь на том, с чем сталкивается каждый из водителей, но не всегда об этом помнит или знает.

 

  1. Даже безобидная неглубокая лужа после торможения (и не обязательно экстренного и интенсивного) подвергает контактные поверхности, вы даже не догадываетесь, какому стрессу. А торможение с высоких скоростей в глубокую лужу при почти минусовой температуре может привести не только к «стрессу металлов» (термин), но и к их растрескиванию, а то и к фатальному разрушению.
  2. Внутреннюю часть тормозного диска всегда «ведёт» и коробит сильнее наружной в конструкциях с так называемыми плавающими скобами, поскольку сначала срабатывает внутренняя колодка, а затем наружная. Соответственно и диск нагревается (а то и раскаляется) неравномерно, и его «выворачивает» в самые разные стороны.
  3. Биение дисков передних осей обычно вызывают вибрации на педали тормоза и на рулевом колесе, а биение задних — и на педали тормоза, и даже на самом кузове — машина буквально «дрожит» при торможении.
  4. Передние диски от перепадов температур (да и вообще в процессе естественной эксплуатации) страдают чаще, поскольку они больше загружены.
  5. Задние колодки и диски страдают скорее не от интенсивных торможений, а  от дорожных абразивов, коррозии и тп.
  6. Вибрации увеличиваются с ростом деформации тормозных дисков, вплоть до возникновения критической или аварийной ситуации.
  7. Треснутые, «посиневшие» и уж тем более надколотые диски — прямая угроза безопасности.

 

Каковы решения проблемы?

 Если говорить «по большому счету», то выбракованные диски желательно заменять новыми, а если вернуться к самому первому абзацу этой статьи и мыслям о том, что в кризисы нужно искать более экономные решения, то они автомобилистами и автомеханиками уже давно придуманы — проточка заводских дисков на специальном станке.

 Сразу предупрежу, что заниматься подобными «решениями» желательно в дилерском центре или многопрофильном или как минимум в профессиональном солидном автосервисе. Если вы пойдете по пути уж «совсем-совсем» максимальной экономии и попытаетесь сделать это на малокомпетентной СТО, то вы угрожаете собственной жизни и рискуете здоровьем и жизнями своих близких. Не каждый диск подлежит проточке, и об этом знает не всякий автомеханик даже со стажем. Обращайтесь к профессионалам!

 Проточка необходима, когда, во-первых, имеется вибрация, а также ощутимо заметно снижение эффективности тормозов и имеют место повышенные шумы и/или увод автомобиля в сторону (даже едва заметный).

 Перед началом проточки механик обязан проверить подвеску, осмотреть (и ощупать) диски. Например, нельзя начинать обработку, если ступичный подшипник имеет хотя бы минимальный люфт. Диск (а точнее ступица) будет «гулять» под резцом, и это уже не проточка, а явное «убиение» диска..

 Тормозные диски также должны быть проверены на остаточную толщину (она зачастую регламентируется производителем), на степень коррозии рабочих поверхностей, величину биения и так далее. Слишком тонкие (в том числе и ранее проточенные) протачивать нельзя! Мало того, что они будут плохо переносить тепловые нагрузки, так еще и подобная неграмотная подготовка может значительно укоротить вашу собственную жизнь. С тормозами шутить или экспериментировать нельзя.

 Допустимая минимальная толщина диска зависит от марки, модели и тд, и она, как правило, прописана в технологических картах по ТО. Об этом знают только квалифицированные спецы, но не механик в ближайшем кооперативе.

 Степень биения диска проверяется специальными инструментами — индикатором и микрометром.

 После проточки диска нужно обязательно поменять и колодки, иначе старые фрикционные накладки довольно быстро убьют «вылеченный» вами диск.

 Как делается проточка и чем

 Станки для проточки тормозных дисков бывают разных типов. Которые попроще и подешевле (в не сертифицированных автоцентрах) имеют простую конструкцию и не требуют много времени на установку, резцы монтируются непосредственно на скобу тормозного суппорта или ступицу тормозного диска. Станки подороже спроектированы в единый узел и обеспечивают более высокую точность и более высокое качество обработанных поверхностей.

 Однако на автосервисе «Восток-Авто» не применяют ни те, ни другие. Здесь протачивают диски с полной разборкой и снятием опорного (тормозного) диска с автомобиля. Отсюда и наивысшее качество — если диск протачивается не на ступице, а на токарном станке!

 

Когда и где нельзя протачивать тормозные диски?

 Повторюсь, поскольку это важно и критично: по мере истончения диска возрастают риски перегрева и самого диска, и тормозных колодок, вследствие уменьшения массы и теплоёмкости «рабочего тела» от заводских параметров. А высокие температуры «захватят» и другие соседние сопряженные и контактирующие детали —  суппорты, цилиндры/поршни и так далее. Это первое.

 И второе — я намеренно повторюсь еще раз, поскольку это крайне важно — делайте проточку в авторизованных автосервисах, у профессионалов!

Не шутите со своей собственной жизнью!

 

От Администрации автосервиса «Восток-Авто»:

 Во-первых, мы хотели бы подчеркнуть, насколько более выгодна проточка дисков, и особенно — на дорогих премиальных автомобилях. В нынешних условиях, когда цены на запчасти и комплектующие значительно поднялись, проточка дисков помогает сэкономить, и, причем, весьма значительно.

 Во-вторых, на нашем профессиональном оборудовании проточка не только  «правит» искривленные диски, а делает их «почти новыми». Однако — при условии правильного понимания вопроса, правильного технологического исполнения и выполнения клиентом всех, предлагаемых нами, рекомендаций.

 И, наконец, главное — минимальная стоимость нового тормозного диска для дорогого автомобиля 2021-2022 годов выпуска «начинается» от 10 000 рублей, а проточка может составить, к примеру, от 6 000 руб. за пару на одной оси.

 Вот такая экономия!

 В качестве бонуса мы также предлагаем нашим клиентам бесплатную диагностику тормозной системы и ее обслуживание в рамках заводского регламента с бесплатными же работами по замене тормозных колодок.

 Все остальные вопросы, детали и уточнения — в разговоре с компетентным сотрудником из нашего персонала.


Контакты