Современные автомобили для экономных эффективной работы двигателя использует много датчиков, в разных автомобилях датчики могут немного отличаться иметь разные названия и количество но общая суть работы останется одна.
Мы рассмотрим основной и наиболее стандартный набор датчиков инжекторного двигателя.
Начнем с датчика массового расхода воздуха, находится в системе впуска после воздушного фильтра и до дроссельной заслонки.
Датчик необходим для измерения количества поступающего воздуха в двигатель, показания датчиков направляется в электронный блок управления которое обрабатывает всю поступившую информацию и отправляет управляющие команды на исполнительные устройства.
На основе показаний датчика массового расхода воздуха вы был рассчитывается оптимальное количество топлива поступившему количеству воздуха и отправляет команду форсункам на поиск необходимого количества топлива.
Следующий датчик - положения дроссельной заслонки, расположен на дроссельной заслонки до впускного коллектора, сообщает о положении и динамики изменения положения заслонки. Сама заслонка меняет свое положение в зависимости от положения педали газа, на основе показаний датчика эбу корректирует дозировку подачи топлива форсунками. В случае если бы получить сигнал о закрытии заслонки подача и дозировка воздуха будет происходить через клапан регулятора холостого хода
Следующий датчик, датчик положения коленчатого вала, расположен рядом со шкивом коленчатого вала, он определяет положение и скорость вращения коленчатого вала. Чтобы датчику считать скорость вращения на шкив устанавливается зубчатый диск а чтобы узнать положение количество вал на диске будет выбран один или несколько зубьев, также датчик может находиться в других местах вблизи от коленчатого вала например рядом с маховиком. На основе показаний датчика электронный блок управления устанавливает момент впрыска топлива и угол опережения зажигания, также информация о скорости вращения коленчатого вала отправляется на тахометр панели приборов
Переходим к следующему датчик, датчик положения распределительного вала на большинстве автомобилей располагается в районе головки блока цилиндров рядом с распределительным валом, датчик определяет положение распределительного вала в самом простом исполнении, он сообщит о положении которое будет соответствовать верхней мертвой точке поршня первого цилиндра в такте сжатия. На основе показаний датчика, эбу будет знать в каком цилиндре необходимо производить впрыск топлива и зажигания.
Следующий датчик-датчик детонации, находится в верхней части блока цилиндров приближённо камеру сгорания (в 4-х цилиндровом двигателе между вторым и третьим целинном). Датчик улавливает характерные для детонации двигателя металлические стуки в целинных. Длительная детонация двигателя может привести к серьезным повреждениям двигателя. Показания датчики помогает ЭБУ установить оптимальный угол опережения зажигания, в случае если показания датчика будут превышать безопасный пророк ЭБУ будет корректировать угол опережения зажигания пытаясь уменьшить детонацию двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в районе выхода охлаждающей жидкости из двигателя например: головки блока цилиндров, термостате, тройниках системы охлаждения. Датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости, показания датчика значительно влияют на холодную работу двигателя, будут повышены холостые обороты, скорректирован угол опережения зажигания, обогащена топливовоздушная смесь. Корректировка будет происходить до прогрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры, в случае превышения рабочей температуры ЭБУ включет вентилятор радиатора охлаждающей жидкости. Информация о температуре отображается на панели приборов.
Датчик кислорода, находится в выхлопной системе ближе к выпускному коллектору, либо непосредственно в нем и до катализатора. Может устанавливаться несколько датчиков, дополнительный датчик будет установлен сразу после катализатора. Датчики определяют количество кислорода в выхлопных газах. 1-й регулирующий датчик измеряет кислород на выходе из двигателя, 2-й диагностический датчик измеряет кислород на выходе из катализатора, на основе показаний 1-ог регулирующего датчики ЭБУ корректирует подачу топлива обогащая или обедняя топлива воздушную смесь зависимости от остатков кислорода в выхлопных газах. 2-й диагностический датчик сообщает об эффективности работы катализатора и также может корректировать подачу топлива.
Датчик скорости, зачастую находится в верхней части коробки передач. Датчик измеряет скорость вращения валов после изменения передаточного числа коробки передач, а значит конечную скорость вращения колеса и скорость автомобиля. Один из способов измерения, считывания скорости со специального зубчатого венца на дифференциале. В некоторых автомобилях датчик скорости может отсутствовать, функции датчика на себя возьмут датчики систем abs которые работают по схожему принципу. Данные о скорости автомобиля отправляется в ЭБУ который свою очередь корректирует подачу топлива в зависимости от скорости и динамики движения автомобиля, также скорость автомобиля отображается на спидометре панели приборов.
Датчик давления масла может располагаться как вначале масляных каналов около фильтра, так и в дальней точке каналов головки блока цилиндров. Датчик необходим для определения давления масла в системе смазки двигателя. Показания датчика не влияют на работу двигателя имеет только информативный характер для водителя. В случае если давление в системе будет ниже нормы загорится предупреждающая лампочки на панели приборов
Датчик температуры всасываемого воздуха может располагаться в одном корпусе с датчика массового расхода воздуха, также может располагаться отдельным датчиком во впускной системе. Датчик определяет температуру всасываемого воздуха а значит и плотность воздуха на основе показаний ЭБУ будет корректировать подачу топлива для достижения необходимого коэффициента топливовоздушной смеси.
Сейчас мы рассмотрели стандартный набор датчиков инжекторного двигателя, дополнительно часто используется еще два датчика:
Датчик абсолютного давления расположен на впускном коллекторе либо прикреплен кузова автомобиля и соединен с впускным коллектором гибкой трубки. Датчик измеряет давление воздуха во впускном коллекторе. ЭБУ зная показания давления и температуры воздуха во впускном коллекторе может рассчитать расход воздуха двигателем, что позволит скорректировать впрыск топлива в оптимальном соотношении к воздуху. Датчик по функциям может заменить датчик массового расхода воздуха или работать с ним в паре сообщая ему более точную информацию расходе воздуха.
Датчик неровной дороги обычно расположен на кузове рядом с креплением амортизатора, он улавливает вертикальные колебания кузова при движении автомобиля, а значит может определить что автомобиль едет по неровной дороге. Датчик сообщает ЭБУ что автомобиль едет по неровной дороге, информация о неровной дороге необходима для отключения функции диагностики и пропусков зажигания. Пропуски зажигания диагностируется при неравномерном вращение коленчатого вала, что может быть последствиям неровной дороги.
При неисправности или некорректных данных какого-либо датчика ЭБУ идет в аварийный режим и будет заменять недостающие данные усредненными данными заложенными в ЭБУ, только при неисправном датчике положения коленчатого вала двигателя может перестать работать.
При неисправности какого-либо датчиком загорится предупреждающая лампочка на панели приборов данная лампочка может свидетельствовать о других неисправностях для точного определения причины появления лампочки необходимость считать ошибки с ЭБУ
Популярные тэги в статьях