Как придумали светофор

Прибор, способный наладить дорожное движение, впервые создали больше 150 лет назад. Тогда в Лондоне около здания парламента организовали подачу сигналов транспорту. Точнее, история светофора начинается в 1868-м. На улицах еще не было автомобилей. Первые средства перемещения, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, появились на два десятилетия позже, в 1885-м. Случалось, что пешеходы попадали под копыта лошадей. Подобные дорожно-транспортные происшествия привели к необходимости обеспечить людям возможность перейти через дорогу.

Появление светофора, конструкция, принцип работы

Аппарат, действующий по аналогии с семафором, разработал инженер-железнодорожник Джон Пик Найт. Устройство установили в британской столице 10 декабря 1868 года. Стрелка, принимающая горизонтальную позицию, останавливала транспорт. Поднятая вверх на 45 градусов, она требовала максимальной осторожности при перемещении. Вертикальное расположение разрешало ехать. Полицейский осуществлял ручное управление. Для темного времени суток предусматривалось освещение газовым фонарем, изменяющим цвет каждые полторы минуты. Регулировщик делал это при помощи каната. Красный соответствовал команде «Стоп», зеленый давал разрешение на проезд.

Светофор разместили на шестиметровом шесте, стремясь облегчить пешеходам пересечение дороги. Но сигнализировал аппарат именно транспорту. Обстоятельства сложились неудачно: проработав 23 дня, прибор сломался. Произошел взрыв газового фонаря, что травмировало полицейского. Устройство демонтировали, отказавшись от использования, власти запретили его эксплуатацию. В Лондоне на протяжении пяти десятилетий больше ни одного светофора не было.

Эволюция: создание автоматических устройств

Факт, что первыми регулирующими движение приборами человек должен был управлять вручную, был их недостатком. Так невозможно было оборудовать множество городских точек с интенсивным транспортным движением. С данной целью активно велись разработки автоматического устройства. Первенство разработки подобной системы в 1910 г. приписывают Эрнсту Сирину. Использовались таблички «Stop», «Proceed», останавливающие движение и разрешающие его продолжать. Подсветка не применялась, вследствие чего с наступлением темноты возникали затруднения.

В 1912 году изобретатель Л. Вайр создал работающий на электричестве прибор. Такая модель перешла и в современную эпоху, но тогда не была даже запатентована. Два круглых светильника, зеленый и красный, должны были попеременно зажигаться. Соответственно движение разрешалось и запрещалось. В 1914 году город Кливленд (США) разместил на улицах сразу 4 прибора, разработанных Джеймсом Хогом. Переключение пары фонарей разных цветов сопровождалось звуковым сигналом. В будке на перекрестке располагался управляющий устройством полицейский.

Автором трехцветного прибора является получивший патент темнокожий американец Г. Морган. Почему светофор желтый – изобретатель решил добавить промежуточный сигнал, обязывающий приготовиться к смене режима движения и остановки. Одновременно Морган провозгласил идею социальной справедливости, которую изложил в патенте вместе с техническим описанием. А именно, назначением прибора было указано установление очереди проезда вне зависимости от персоны внутри машины. Трехцветные аппараты распространились по США. И только в 1922 году «светофоризация» пришла в Европу, Францию. Британские города оборудовали в 1927-м.

Светофоры в советской России

На территории Советского Союза первый аппарат заработал в 1930 году, 15 января. Им был оборудован перекресток в Ленинграде. Вскоре, спустя половину месяца, светофоры пришли в Москву, на угол Петровки. Третий аппарат поставили в Ростове-на-Дону. Это были экспериментальные установки. Позже, к окончанию 1933 года, в столице организовалось светофорное регулирование, смонтировали еще около сотни приборов.

Старые модели отличались от современных, так как работали по принципу часов. В механическом устройстве стрелка показывала на цветную зону, соответствующую тому или иному режиму перемещения. Довольно скоро их заменили на фонари с вертикально расположенными светильниками трех цветов, функционирующими на электричестве. Но и те отличались от современных: были перевернуты наоборот. Сверху горел зеленый, а красный располагался внизу. Русское слово «светофор» используется с 1932 года, когда его прописали в энциклопедии.

Как устроены светофоры сегодня

Сейчас приборы, определяющие порядок движения на улицах, весьма сложны по конструкции и принципу действия. Они состоят из системы светильников, оснащены возможностью контроля дорожной ситуации, датчиками, определяющими нахождение и состояние транспортных средств. Светофоры функционируют на светодиодах, имеют анимацию в виде «движущихся человечков», транслируют информацию о потоке, наличии пробок, погодных условиях. Управление осуществляется посредством компьютера. Уже разрабатываются системы «умного города», внедрение которых планируется на ближайшие годы.


Популярные тэги в статьях

Контакты