Дезинфекция (антибактериальная обработка) салона — насколько необходимо и как часто делать?

Дезинфекция (антибактериальная обработка) салона — насколько необходимо и как часто делать

Дезинфекционная (антибактериальная) обработка автомобиля — это не только устранение неприятных запахов и, конечно же, «…важней всего погода в доме». Однако в автомобиле хорошее самочувствие человека за рулем — ещё и важнейший элемент активной безопасности.

 

По традиции начинаю с главного — стоимость этой процедуры (или этих процедур) не сильно высока, а польза для водителя и его пассажиров неоценима! Я, например, делаю это регулярно каждые полгода (ставлю на пол салона «гранату»), а каждую весну полноценно «генералю» всю систему вентиляции/обогрева/кондиционирования. Впрямую производители не регламентируют эти процедуры в своих Наставлениях и Инструкциях, но опытные автовладельцы со стажем, а также дальнобойщики знают истинную ее цену. Да и если прикинуть с меркантильной точки зрения, то она реально помогает избежать самых порой неожиданных поломок оборудования, и это также инженерный факт.

Как и почему это происходит?

Как известно испаритель «занимается» преобразованием хладагента из жидкого состояния в газообразное, в результате чего на поверхностях его деталей появляется не только влага, а иногда даже изморозь (и ее можно увидеть). Частицы пыли и грязи прилипают к испарине, оседают на металлических и пластиковых элементах и создают на них влажный «пирог», который является идеальной средой для различных болезнетворных бактерий и прочих микроорганизмов. При работе вентиляторов верхний слой «пирога» подсыхает и посылает по воздуховодам в наши дыхательные пути не только болезнетворных простейших, но и споры грибов, бактерии и вирусы. И теперь вопрос даже не в запахе прелой фуфайки, а в сохранении нашего здоровья.

Методы и способы антибактериальной обработки

И этих способов профессионалы насчитывают всего три:

  • химическая обработка;
  • ультразвуковая;
  • механическая.

Самым экономным решением можно назвать химический метод обработки, однако он не будет наиболее эффективным. Так, скорее — мертвому припарка! Однако именно ее я провожу раз в полгода в качестве профилактики. Для этой цели покупаю в автомагазине специальный баллончик (между собой мы называем его «гранатой»), ставлю его на пол по инструкции перед передним пассажирским креслом, запускаю двигатель, а также рециркуляцию «на полную» и ломаю пластиковую чеку. За 10 минут работы «химия» убьет все запахи, и на какое-то время в салоне останется лишь легкий ненавязчивый цветочный (лесной или морской) флёр.

В арсенале торговцев автомобильными аксессуарами и автохимией имеются и другие химические средства, как правило, в виде спрея, который наносится на испаритель и его элементы.

Описанные способы дезинфекции (по словам маркетологов), цитата: «…не только предоставляют возможность качественно очистить систему, но и способствуют образованию на деталях и радиаторе испарителя специальной защитной пленки, которая предотвращает скапливание и размножение бактерий». Подобную обработку, еще раз повторюсь, я, например, делаю каждые полгода. И еще раз повторюсь — для профилактики! Поскольку ста процентов эффективности подобный метод не даёт!

 

Ультразвуковая чистка автокондиционера

Данная операция выполняется уже при помощи специального оборудования, и она действительно позволяет на долгое время и воздух очистить от неприятных прелых запахов, и убить большинство паразитов, вредоносных бактерий, грибков и вирусов.

Профессиональная механическая дезинфекция

Данная процедура предполагает полный или почти полный демонтаж всего или части климатического оборудования. В условиях профильного сервиса специалисты очищают радиатор и детали испарителя при помощи специальных средств, а при необходимости могут его даже заменить, а также заменить некоторые элементы системы — трубопроводы, переходники, а также однозначно заменяют в системе хладагент, опрессовывают и прочими способами проверяют работоспособность системы.

Механическая обработка климатической установки — процедура трудоемкая, зато наиболее эффективная. Если химическая или ультразвуковая дезинфекция проводится периодически и в качестве превентивной профилактической меры, то «полную перезагрузку» системы следует делать раз в два-три года. Ведь, помимо прочего, и хладагент со временем «уходит» (и его надо пополнять/заменять), и масло в компрессоре нужно обновлять, и др и тп, в том числе, и от паразитов и их запахов можно попутно избавиться.

Да и «упаковку радиаторов» перед двигателем помыть не помешает.

Салонные фильтры и озонирование

Озонирование — это экологически чистый процесс обработки системы и, в частности, воздуховодов. Поскольку озон — это сильнейший окислитель и при этом с высокой степенью проникновения, то он также является эффективным средством борьбы с микроорганизмами, плесенью и бактериями. Как уверяют спецы, озон убивает 100% бактерий и вирусов, а также в 300 раз эффективнее, чем всем известный (но такой вонючий) хлор.

Из личного опыта

Что касается фильтров, то у меня к ним своеобразное отношение. Воздушный фильтр двигателя я меняю в два раза чаще замены масла и масляного фильтра — это железное правило. 

Салонные фильтры бывают «стандартными», угольными, а ещё — с запахами. Последнее я считаю чистым маркетингом, поскольку «в быту» мы чаще ездим с открытым окном, и только в жару включаем кондиционер или зимой — печку.

Итого

На самом-то деле химические (самостоятельные) методы очистки только заглушают неприятные запахи из воздуховодов, но не выполняют на 100% чистку всей системы кондиционирования, в том числе и испарителя, откуда и «прут в салон» все беды и напасти. Максимально длительный эффект достигается лишь на профильном сервисе и при использовании профессиональных моющих и чистящих средств. И —  только при условии не только поверхностной, но и внутренней чистки системы.

Другими словами:

— систематически проводите диагностику систем отопления-вентиляции-кондиционирования согласно регламентам в ваших сервисных книжках (если они там прописаны);

— периодически промывайте системы охлаждения, очищайте специальными составами и производите профессиональную мойку всех радиаторов — охлаждения, масляного (или масляных, если у вас их несколько), а также радиатора и других компонентов кондиционирования;

— заправляйте или дозаправляйте ваш кондиционер систематически, и исключительно у профильных специалистов.


Популярные тэги в статьях

Контакты