Виды и типы бензинов, и их характеристики
Можно много и долго рассуждать по поводу действующего ныне в России межгосударственного стандарта ГОСТ 32513-2013, который «опирается» на нормативные ссылки великого множества других межгосударственных стандартов, а также на собственные российские разных лет и «поколений». Однако корень подавляющего большинства наших бед находится в другом, и об этом во второй половине статьи, а пока — основные понятия и положения, чтобы читатель хотя бы в общих чертах понимал, о чем идет речь.
В настоящем действующем стандарте, например, использованы:
— и ГОСТ 12.1.005, регламентирующий стандарты безопасности труда и общие санитарно-гигиенические требования к воздуху в рабочей зоне на производстве бензинов;
— и ГОСТ 12.1.007 который регламентирует количество вредных веществ при производстве бензинов, при их сгорании и даже окислении;
— и еще целый список ГОСТов отечественного «замеса», касающиеся норм экологии, санитарии и так далее – не только при производстве бензинов (и вообще нефтепродуктов), но и при их горении в камерах сгорания наших двигателей;
— также сюда следует добавить госты ГОСТ EN 237, ГОСТ EN 1601 и другие европейские и им подобные;
— плюс стандарты международной спецификации ISO (2160, ГОСТ ISO 20884) и несколько десятков (!) других.
Современные автомобильные бензины в РФ маркируются так:
— Normal – это бензины с индексом АИ-80;
— Regular – индекс АИ-92;
— Premium – АИ-95;
— Super – индексируется как АИ-95+;
— Extra – это АИ-98;
— бензин ЭКТО ЛУКОЙЛ или так называемый «сотый» — АИ-100.
Литеры и цифры в аббревиатурах обозначают:
— А — автомобильное топливо;
— И — что октановое число определено по исследовательскому методу, и если литера «И» отсутствует, то это число определялось по моторному методу;
— 80, 92 и тд — октановое число бензина.
Третья группа символов в обозначении современных бензинов — К2, К3, К4 и К5 — показывает соответствие топлива требованиям экологических стандартов в спецификациях «Евро».
В спецификациях и технических характеристиках автомобильных бензинов можно найти еще целый список параметров, которые рядовому автовладельцу ничего не скажут, но которыми в обязательном порядке руководствуются все нефтетрейдеры и специалисты по хранению и реализации топлив.
Основные физико-химические свойства и эксплуатационные параметры бензинов определяются:
— фракционным составом;
— летучестью бензина,
— его вязкостью,
— температурой испарения (каплеобразования),
— температурой замерзания (загустения) и многими другими.
Существует также и еще один фактор, который определяет экологическую ценность, безопасность и качество бензина – это содержание различных «лишних» примесей. Специальными лабораторными методами они определяются (в процентах) так:
— количество соединений серы,
— наличие ароматических углеводородов, которые при сгорании образуют ядовитые химические соединения;
— бензол, метанол, этанол, изопропиловый, третбутиловый и изобутиловый спирты;
— марганец, железо и др.
Для улучшения эксплуатационных свойств в бензины добавляются антикоррозионные, антиокислительные, моющие и другие многофункциональные присадки, которые (теоретически) не должны оказывать вредного воздействия ни на окружающую среду, ни на рабочие характеристики двигателей.
Бензины с некоторых пор и в соответствии со всемирными экологическими нормами не должны иметь в себе (и не имеют) металлосодержащих присадок — марганца, железа, свинца. И хвала борцам за экологию их там действительно нет, а особенно такого, «самого ядовитого яда» для всего живого на планете, как тераэтилсвинец.
Детонационная стойкость и другие показатели качества бензина
Этот параметр уже несколько больше знаком рядовому автомобилисту. Детонация — это химическая реакция горения топлива ударной волной, то есть, фактически, мгновенный маленький взрыв горючей смеси в камере сгорания. (Правда в скобках нужно заметить, что детонация в ДВС возникает не только по причине некачественного топлива, но зависит также и от состояния самого двигателя. Детонацию могут вызывать и нагар на свечах-форсунках-клапанах, и нарушения углов опережения зажигания, и состояние цилиндропоршневой группы и еще целый список причин.) Однако «убивают» наши коленчатые валы с шатунами не только слабые антидетонационные свойства, но и все другие параметры некачественного бензина. Нарушения эти происходят и намеренно, и ненамеренно.
По каким причинам?
В основном это случается в силу нарушения технологий транспортировки и хранения автомобильных бензинов, поскольку (как любая другая механическая и химическая смесь) каждый сорт и тип бензина имеет свои условия и свои сроки хранения.
Но самая «преступная причина» — это намеренное «разбодяживание» бензинов, когда в емкости с высокооктановым бензином намеренно вливают некую толику низкокачественного и низкосортного. В столицах и больших городах, как правило, подобным сильно «не балуются», проверяющие – вот они, всегда рядышком, а если «далеко по трассе», в глубинках регионов, областей и районов, то это — почти норма! Всероссийская или даже региональная выборка по проверкам качества, на самом-то деле, показывает «среднюю температуру по больнице», а твой двигатель может «лечь» даже от одной заправки «левым товаром» на неказистой с виду (или наоборот — на разрисованной–расклеенной) АЗС где-то, не слишком даже далеко от дома.
Моторное топливо, «мотота» и другое
Как это ни печально, но поселковые/региональные самоделкины периодически организовывают собственные мини-заводы (на собственных же охраняемых нефтебазах), где «спецы» занимаются обогащением всеми нужными присадками «базы», так называемого моторного топлива. Конечный продукт выходит значительно дешевле, а вот попадают ли в этот «конечный продукт» все необходимые присадки — вопрос даже не второй и не третий. Поэтому рекомендация специалистов — не покупайте дешёвых бензинов, и особенно в незнакомых вам местах — более чем актуальна!
Отправляясь, например, в дальнюю поездку старайтесь заправляться, пусть и дорогим, но бензином из пистолетов всем известных громких брендов. Ваша эпизодическая переплата в пересчете на многосоттысячный пробег будет не слишком большой, а мотор вам за это только спасибо скажет!
«Вертушки» и конечное качество
Поставки нефтепродуктов сегодня организованы так, что, например, в конкретный город/район/регион приезжает так называемая «вертушка». Этим термином профессионалы топливного рынка называют железнодорожный состав из 20-30 цистерн (а это около 2 000 – 2 500 тонн) с производственной площадки вполне определенного НПЗ (нефтеперерабатывающего завода). И поэтому качество бензинов по всему региону, району или городу… приблизительно одинаковое на всех (или почти на всех) заправках, вне зависимости от бренда, который красуется на фасаде или пилоне АЗС.
Что касается больших городов, то на примере Москвы можно сказать следующее: на ее узловые терминалы систематически и по графикам поставляются различные виды топлива:
— из Нижнекамска, Татарстан, «Таиф-НК»;
— из Уфы, ПАО АНК «Башнефть»;
— из Салавата, ООО «Газпром нефтехим Салават»;
— из Ярославля, ПАО «Славнефть-ЯНОС»…
…а также работает великое множество периодических, не постоянных менее крупных поставщиков — от нескольких вагонов (цистерн) в месяц, до нескольких бензовозов в неделю. То есть разнобой по качеству, но в пределах допусков, обязательно будет.
Случаются иногда поставки, например, из Беларуси (эти бензины многие хвалят), а вот поставки очень качественных бензинов из Европы и стран Прибалтики, к сожалению, — в прошлом. Именно поэтому жители крупных городов стараются заправляться на знакомых и проверенных АЗС. И особенно хорошо, если у тебя имеется какая-то связь, дружба или приятельские отношения с владельцем бизнеса, с директором и тп. Или даже с рядовой заправщицей! Уж она-то тебе, как своему, обязательно шепнет о качестве того, что сейчас в её хранилищах…
И тут снова всплывает, повторюсь, то самое универсальное правило: если ты вдруг попадаешь в незнакомый район своего же города, в незнакомый и/или дальний регион — заправляйся на сетевых брендовых АЗС, там как правило проблемы с качеством случаются редко!
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист
Популярные тэги в статьях