Техническая справка
Исследуя такой вопрос, как тормозные колодки, — как часто их надо менять и какие именно покупать на рынке, — в первую очередь, следует учитывать и ориентироваться вот на какой, самый главный, параметр. Проектируя и создавая автомобиль, проводя лабораторные, стендовые, а, в конце концов, и полевые испытания еще только ходовых образцов новой модели, конструкторы сопоставляют между собой не только, например, пару «диск и колодка», но и совместимость между собой всех остальных компонентов системы. Если говорить о тормозных колодках, то в технологических картах производства, а потом и дальнейшего обслуживания товарных автомобилей, обязательно будут указываться и спецификации конкретно этих деталей.
Какой конфигурации?
Какой конструкции и с какими наиболее эффективными фрикционными покрытиями должна быть тормозная колодка?
Совместима ли она с системами ABS, ESP, ASR, EBD… и какие там еще установлены (или планируются) в вашей модификации автомобиля. То есть, самым главным целеуказателем должна быть рекомендация производителя вашего авто.
Да оригинал, всегда будет дороже аналогов, но и эффективнее, а главное – безопаснее. Ведь это тормоза, ведь это ваша жизнь и ваше здоровье, а также здоровье и жизни ваших пассажиров.
Основными поставщиками на конвейеры большинства автомобильных заводов мира являются компании:
— Federal-Mogul Corporation – американский разработчик, производитель и поставщик продукции для автомобильной, коммерческой, аэрокосмической, морской, железнодорожной и внедорожной техники;
—TMD Friction, а это бренды Textar, Mintex и Don;
— Galfer итальянский, а точнее – международный производитель тормозных систем для автомобилей, мотоциклов, скутеров и велосипедов; поставщик фрикционных материалов и тормозных систем для Mercedes-Benz, BMW, Citroen, KTM и многих других.
В ТОП-список брендов также можно (и нужно) отнести TRW, Brembo, Continental (ATE), а также Akebono и CBI. На оригинальных колодках обычно крупно нанесены логотипы производителя автомобиля и производителя данной тормозной детали. Выбирая колодки, нужно ориентироваться на логотипы: Wagner, Ferodo, Textar, Brembo, Bosch, TRW, ATE и так далее. Каталожный номер вашей детали всегда дадут в дилерском центре вашей марки.
Аналоги и вторичный рынок
На самом деле аналоговые запчасти производятся на тех же конвейерах и по тем же технологиям, что и оригиналы, но качество их несколько хуже. Это не выбракованные детали с конвейера или неликвиды из партии, которую не принял заказчик, а «по умолчанию» производящиеся для вторичного рынка в розницу. У таких колодок может быть иной каталожный номер, а также другой фрикционной состав рабочей поверхности, и, как следствие, они могут иметь меньший ресурс и несколько хуже тормозить, однако – лишь в процентах. Можно ли поставить такую колодку на свою машину? Да, особой беды не будет, лишь бы это был не «продукт» по смешной цене.
Когда-то производители (да и продавцы) автомобилей указывали, что мол, на «отечественных» машинах следует менять колодки каждые 10-15 тыс км, а импортные ходят по 30-50 тысяч. Но современные колодки (и автомобили) оборудуются сегодня специальными маркерами, датчиками износа и иными устройствами, которые указывают водителю, что, мол, пора. А если вы систематически навещаете своего «семейного» доктора и придерживаетесь регламентов техобслуживания, то сервисмен, как правило, обязательно «туда заглядывает» и дает владельцу рекомендации.
С дисками, с одной стороны, проще – они дольше ходят, а с другой стороны – сложнее, за ними надлежит осуществлять не только визуальный, но и инструментальный контроль. Помимо проверки состояния рабочей поверхности, наличия борозд и трещин, а также высоты наружного буртика, нужно с помощью штангенциркуля измерять и их толщину. Допустимая «цифра» зачастую указывается прямо на тыльной стороне опорного (тормозного) диска.
Примечание: при наличии не столько буртика, который указывает на глубину износа диска, сколько при наличии глубоких борозд на рабочей поверхности диска от колодок, их иногда не меняют, а протачивают. Ведь «шершавый» диск «убивает» новые колодки едва ли не в 2-3 раза быстрее.
А что такого страшного может случиться, если диски не менять?
Это зависит от класса, марки и поколения вашего автомобиля. Хорошо, если при торможении вы будете слышать ритмичные звуки, да рулевое колесо будет «слегка подрагивать» (что, впрочем, само это уже говорит о критичности ситуации). Гораздо хуже, когда, в силу истончения диска, падает уровень тормозной жидкости в системе или, паче того, поршень вылезает из рабочего тормозного цилиндра наружу, тогда – воздух в системе, и тормоза пропадают совсем. Такое, правда, случается лишь на старых авто, а в современных тормозная система состоит даже не из двух контуров. Погибнуть вам такая неисправность не позволит, но беда случиться может.
Следует также внимательно прислушиваться к своим водительским ощущениям. Диск однозначно должен быть осмотрен и дефектован, если при торможении появились следующие признаки:
— дрожит и/или вибрирует под ногой педаль, и особенно при экстренном торможении;
— автомобиль уводит в сторону (впрочем, тому могут быть и другие причины);
— появились новые, нехарактерные звуки и шумы при замедлении автомобиля рабочей тормозной системой.
Примечание: Требуется неукоснительно и систематически проверять работу тормозной системы и ее электронных помощников, а также состояние колодок и дисков как на передней, так и на задней осях. Замену колодок и дисков следует производить исключительно парами (комплектами).
Да, однозначно! Первые километры следует проехать на невысокой скорости, слегка утопив левой ногой педаль тормоза. Этим приемом вы сглаживаете вершины микронеровностей и на колодках, и на дисках после их проточки или замены.
И самое главное — обслуживание и ремонт подобных систем, их механизмов и замену деталей доверяйте исключительно профессионалам!
Популярные тэги в статьях