г. Москва, ул. Иркутсткая, 1/15 с 9:00 до 21:00 без выходных

Функция автопилот в автомобиле

Автомобили с системой автопилота, это уже не фантастика, а реальность, что доказывает эксплуатация транспортных средств с подобными функциями от компании Тесла. Неоспоримым является и факт того, что любое техническое средство рано или поздно выходит из строя, что, в случае с автомобилем, представляет серьезную угрозу для всех участников дорожного движения.

Именно поэтому, хотелось бы знать, как работает автопилот в автомобиле, а также, что является приоритетом для искусственного интеллекта подобных машин? Другими словами, кто определяет «допустимый» ущерб в случае ДТП? Как оказалось, решать будут разработчики.

автомобиль с искусственным интеллектом

Программируемые риски

Система автопилота, устанавливаемая в «умные» автомобили 2020 года, всегда действует в строгом соответствии с моделью, которую ей задает программа. Нам же остается только предполагать и надеяться, что программисты, создающие программное обеспечение для рассматриваемых машин, руководствуются этическими нормами, господствующими в современном обществе.

Но даже в этом случае возникает множество вопросов, которые, в первую очередь, касаются определения той самой этической дилеммы.

Напомним нашим читателям, что в 2014-м году был запущен проект Moral Machine. Занималась ним медиа лаборатория Массачусетского технологического института, сотрудники которой загрузили в глобальную сеть Интернет множество картинок, где запечатлены ситуации с отказом тормозной системы беспилотных авто.

В рамках проекта каждый желающий мог высказать свое мнение о том, как следовало бы действовать «беспилотнику» в той или иной ситуации. Иначе вопрос звучал так: «Во что предпочтительнее врезаться автомобилю?», - предполагая меньшее из возможных зол.

moral machine experiment

На выбор, добровольным участникам опроса было предложено девять вариантов ответа, которые предусматривали, в том числе, выбор между гибелью в ДТП:

  • пассажиров авто и пешеходов;
  • женщин и мужчин;
  • животных и людей;
  • пожилых и молодых граждан;
  • толстых и стройных людей.

По имеющейся информации, руководителям проекта удалось получить более сорока миллионов ответов от реальных пользователей социальных сетей. Всего же в опросе приняло участие 2,3 миллиона граждан двухсот стран.

Результаты эксперимента

После обработки полученных ответов выяснилось, что мировое сообщество, при прочих равных, склонно щадить группы, молодых людей и пешеходов, а не одиночек, пожилых стариков и пассажиров транспортного средства.

Если говорить простыми словами, то, по мнению граждан, «правильная» программа «беспилотника» должна отдать предпочтение смерти пожилого водителя автомобиля, а не компании подвыпивших «малолеток», которые забрели на оживленную проезжую часть. Со значительно большей вероятностью приоритет в спасении был бы отдан молодым девушкам, которые по шкале «жалости» уступают только мамочкам с колясками или младенцами на руках.

автомобиль Тесла с автопилотом

В данном случае речь идет исключительно о вероятности, ведь в реальной жизни на развитие событий влияет множество сторонних факторов. Так, представим себе ситуацию, когда «беспилотник» теряет управление, а дорогу переходит компания молодежи и дама бальзаковского возраста с 5-летним подростком. В автомобиле же в это время находится молодая женщина с грудным ребенком. Как решить задачу в таком случае? Кому жить, а кого отправить в больницу?

Опрос также показал некое разделение стран по «культурному типу» граждан. И в этом аспекте самой близкой по «духовности» к Российской Федерации оказалась Украина. Здесь же уместно будет напомнить о том, что в России сегодня тестируются автомобили с автопилотом от Яндекс. В каких автомобилях зарубежных производителей есть автопилот мы узнаем уже в ближайшие годы.