ИСТОРИЯ ПОКРЫШЕК: КАК БОЛЕЗНЬ РЕБЕНКА ДАЛА ТОЛЧОК ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

Колесо было изобретено примерно 4000 до н.э. На то, чтобы люди додумались «обернуть» его шинами, ушло порядка 6000 лет. Впервые о надувных шинах задумались в XIX веке. Причем, как это часто бывает, идея буквально витала в воздухе, и за ее реализацию практически одновременно взялось несколько человек.

Появление надувных шин

Родиной покрышек стала Шотландия. С разницей в 45 лет инженер Роберт Томпсон и ветеринар (!) Джон Данлоп задумались о повышении комфорта передвижения на повозках и велосипедах. В середине 1880-х годов Томпсон экспериментировал с пустотелыми и цельнолитыми резиновыми шинами. Лучшими шинами на испытаниях стали пустотелые, однако, из-за дороговизны на тот момент резиновых материалов это изобретение на долгие годы легло на полку.

Спустя четыре десятка лет идея пустотелых покрышек пришла в голову другому шотландцу. Лекарь животных Джон Данлоп искал способ минимизировать тряску при езде на велосипеде, чтобы его выздоравливающий от пневмонии сын мог выполнять назначения врача по физической активности. Мальчику были прописаны велосипедные прогулки, но литые резиновые шины не сглаживали неровности дороги, что негативно сказывалось на самочувствии ребенка.

Ветеринар начал экспериментировать с резиной. Он взял ленту, приклеил ее к ободу колеса и накачал насосом для мячей. Конструкция получилась настолько удачной, что вскоре Данлоп оформил патент на изобретение, назвав шины «пневматическими». Спустя несколько лет обеспечиваемая надувными шинами мягкость хода заинтересовала конструкторов самобеглых колясок, иначе говоря, первых автомобилей.

Эволюция покрышек

Одной из первых компаний, рассмотревших потенциал надувных шин, стала Michelin. Сегодня этот бренд возглавляет рейтинги корпораций шинной промышленности. В начале 1890-х годов инженеры компании модернизировали способ крепления пневматических покрышек. Дело в том, что закрепление шины на ободе клеем затрудняло ремонт. В Michelin придумали делать съемные покрышки, и это решение стало прорывным как для компании, так и для всей отрасли.

В 1895-м году с конвейера фирмы Peugeot сошел первый автомобиль L'Eclair, укомплектованный надувными съемными шинами Michelin. После этого прогресс пневматических покрышек было уже не остановить. К поискам лучших решений в рамках подбора шин по автомобилю подключились изобретатели по всему миру. Об этом говорит, к примеру, практически одновременная подача заявок на патент автомобильной камеры в конце 1920-х – начале 1930-х годов в Англии, Америке и Африке.

Современные покрышки имеют следующее строение:

  • каркас из кордовой ткани с нитями из металла или полимера;
  • «обертка» из нескольких слоев разной резины, имеющей свои особые свойства.

Основные работы по усовершенствованию сегодня ведутся с протектором. Это внешний слой покрышки, отвечающий за сцепление с дорогой.

Такая разная – резина

Модернизирование шин сконцентрировано на особенностях дорожного покрытия в разное время года. В 1930-х годах финская компания Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö представила на суд автомобилистов первые экземпляры зимних покрышек. Шины предназначались для грузового транспорта, который в то время как раз начал превращаться в серьезный бизнес.

Особенность финских шин для зимы заключалась в рисунке протектора: на внешний слой покрышки были нанесены поперечные блоки угловатой формы. Такой «рисунок» облегчал движение тяжелого транспорта по глубокому снегу.

Зимние шины прошли с успехом испытания грузовиками, поэтому вскоре перекочевали и в сегмент легковых автомобилей. Первопроходцем также стала та самая финская компания, известная теперь под брендом Nokian.

Современная зимняя резина отличается от летней тремя основными показателями:

  1. Температурным диапазоном использования. Зимние шины сохраняют свои свойства при любой минусовой температуре, тогда как летняя теряет эластичность при -7 градусов по Цельсию.
  2. Рисунком протектора. Крупные секции с большим количеством водоотводящих канавок являются признаком зимних шин. Они позволяют сохранять хорошие ходовые характеристики на мокрой, заснеженной и обледенелой дороге.
  3. Тормозным путем. У зимних шин тормозной путь на треть короче, чем у летних.

Специализация авторезины касается и сферы использования. Так, гоночная и городская покрышки различаются структурой каркаса, высотой боковины и рисунком протектора. В первом случае каркас демонстрирует повышенную жесткость, боковина занижена, а протектор имеет крупный рисунок. Городские шины предназначены для небыстрой езды по асфальтированным дорогам, их строение призвано обеспечивать максимальный комфорт при такой езде.

Правильный подбор резины позволяет автомобилистам продлить срок эксплуатации транспортных средств, получить результативную и комфортную езду. Сегодня в рейтинге «Колесо года» лидирует пять мировых брендов. Это Michelin (Франция), Pirelli (Италия), Yokohama (Япония), Continental и Goodyear (США). В линейке каждой упомянутой торговой марки имеются надувные шины различных классов и стоимости. Это позволяет выбрать подходящие покрышки для любых условий использования.


Популярные тэги в статьях

Контакты