В свое время я пережил войну на Донбассе, есть кое-какой житейский опыт, и мне есть с чем сравнивать. Поиски запчастей, а также людей (или хотя бы человека), который понимает, что именно в машине нужно отремонтировать — всё это становится проблемой.
Сразу хочу оговориться, что данная статья — не военная, не антивоенная, не политическая, а «исключительно бытовая», автомобильная.
На все эти вопросы я постараюсь ответить.
Кто остается и кто уходит?
Во-первых, нужно понимать, что Россия — большая и довольно не бедная страна. С учетом ее огромных размеров и климатических условий спрос на автомобили самый разный. В глубинке большим спросом пользуются отечественные, простые в обслуживании и ремонте — чем проще, тем лучше, но «финансовое большинство» все-таки составляют иномарки. Современный мировой автомобильный рынок будет трансформироваться, но российский всё равно является и остаётся довольно притягательным для всего мирового автопрома. Кто-то уже объявил о своем уходе сознательно — американцы, — кто-то под давлением — немцы, французы и японцы. А последние, как всегда по-восточному, формулируют обтекаемые непонятные и невнятные дипломатические заявления. Та же Тойота, например, за последние недели и «официально заявляла» об уходе, и также официально заявила «о приостановке», (но не остановке) производства в России. Что касается корейского, китайского и отчасти остального японского автопрома, то каждый из нас следит за своей маркой, за своим производителем. То есть, цитата из одного уважаемого издания: «..говорить о том, что они хлопнули дверью и навсегда попрощались с нашим рынком, неправильно».
Так же было и в 2014 году, когда развернулись известные события в Крыму и на Донбассе.
Дефицит — однозначно, надолго ли?
Неблагодарное это дело — строить прогнозы, но по своему опыту скажу, что если бы откатить время назад, то в 2014 году я со своим Chevrolet Cruze поступил бы «несколько по-другому». А сейчас, в 2022-м, когда началась эвакуация жителей ЛДНР, я, как минимум, наполнил баки «под горло» (газ/бензин, оба бака), да и во всём остальном машина обслужена, отлажена и тп.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
— Мы входим в длительную фазу дефицита, а с этим всегда связано повышение цен. Будут расти цены на сервис и цены на запчасти, которые используют во время ремонта и регулярных ТО.
Под сурдинку о дефиците, о нарушении логистических цепочек и отсутствии компонентов для производства комплектующих — цены начинают поднимать все подряд — эффект домино! И те, которых подобное застало врасплох, и те, которых это еще не коснулось, а может — не коснется и вовсе. Но лишний раз «прибарахлиться», подзаработать на ажиотаже и тп — любят все; бизнес есть бизнес.
К сожалению, кому-то придется проститься с гарантией, а вот роль и значимость неофициальных сервисов явно и значительно вырастет. Так было и у нас в Донецке в 2014 году. В лучшем положении оказываются многопрофильные СТО, чем узко- и/или монопрофильные, а «некоторое количество» автомобилистов и вообще начинают смотреть в сторону дядь Колей и дядь Васей из кооперативных гаражей.
Однако с частником — это палка о двух концах. Да, у него значительно дешевле, однако и компетенция «многопрофильного спеца из кооператива» значительно ниже, чем у механика на большом сервисе, где всегда рядом и более опытный специалист, и под рукой оборотный склад расходников и тптд. Кроме того, у многопрофильных сервисов всегда «живы» и находятся в шаговой доступности различные производственные партнеры и поставщики, а у частника — только авторынок с его неразберихой и зачастую полным отсутствием гарантии на покупаемые с рук запчасти.
Если в стране (или в Москве) станет совсем худо, то русский человек — смекалистый. Обязательно найдется старый инженер, который вспомнит былой институт авторемзаводов и прочих ремонтных производств. Вспомнятся старые и родятся новые технологии восстановления б/у запчастей, изношенных деталей, узлов и даже целых агрегатов. На Донбассе мы это уже проходили.
Оригинал и аналог — в чем разница
Что такое неоригинал и чем он отличается от оригинала? А — почти ничем не отличается, потому что на конвейеры производителей большинство комплектующих поступает и из других цехов/заводов самого концерна (альянса/группы), и от «внешних» поставщиков, а также от производителей «вообще запасных частей и комплектующих».
Например, компания Bosch свою продукцию поставляет на конвейеры почти 70 (семидесяти) производителей автомобилей. Это — генераторы, свечи, стартеры, антиблокировочные системы ABS, системы ESP (в том числе и ПО к ним). То же относится и к другой фирме из Германии — Siemens. А если учесть, что только эти две компании имеют десятки/сотни заводов и производств по всему миру, включая Азию, Латинскую. Америку и Африку, тогда становится понятно, что совсем без запчастей российский автомобилист не останется. То же касается и таких компаний, как Hella, Magnetti Marelli, Luk (узлы и компоненты трансмиссий), NGK, DENSO (свечи), Philips и Osram (лампы и вообще светотехника).
Но цены — понятно — вырастут (если уже не начали расти).
Что касается аналогов и так называемого неоригинала, то в розницу все они поставляются не только с логотипами самого производителя авто — Toyota, Mercedes-Benz, Fiat, Renault и тдтп (именно их и называют оригиналом), но и в упаковках производителей запчастей — Bosch, Hella, Monroe и так далее. А порой бывает «и еще смешнее»: на склады автосервисов и в розницу они поступают с логотипами… логистических компаний и даже «фирм-упаковщиков». Вот, в качестве примеров — Klokkerholm, Febi, Basburg и многие другие. Именно эти комплектующие и запчасти профессиональные механики называют аналогом/неоригиналом. Хотя, повторюсь еще раз, от оригинала они почти ничем не отличаются — исключительно лейблом, клеймом!
В качестве «вишенки на торте» скажу, что многие мировые производители запчастей имеют свои производства… в Китае, но из своего профессионального опыта добавлю, что в каждом случае следует советоваться со своим механиком, специалистом, поскольку нарваться на откровенный контрафакт — аж легко! И упаковка будет шикарная, и все клейма и логотипы будут там, где им положено быть, а посадочные места и крепежные отверстия — совпадать не будут!
И — всё, это не деталь, а мусор…
Из личного опыта
Те автовладельцы, которые продолжают ждать официальных заявлений автопроизводителей — как показывает мой жизненный опыт, — останутся в проигрыше. Понятно, что у всех нас разные автомобили от разных производителей, но «автомобильное хозяйство» сродни, например, рынку недвижимости. Часть участников авторынка притихнет, часть поднимет (или уже подняла) цены, и становится актуальным вопрос сохранности твоего транспортного средства на сегодняшний день. Поэтому я бы рекомендовал два основных момента:
У мелких СТО на складах начнут подходить (или уже подходят) к концу такие запчасти, у которых нет ни китайских, ни иных аналогов, как например, — топливные и воздушные фильтры для тех же Мерседесов, БМВ, Ауди и прочих «серьезных европейцев». Нужно стараться беречь то, что есть и начинать вспоминать правила щадящей грамотной экономичной эксплуатации своего железного друга.
Но это — уже другая история и другая тема; о правилах грамотной эксплуатации автомобиля — в последующих материалах.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист,
специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».
Популярные тэги в статьях