Как не попасть под каток авторемонтного кризиса?

В свое время я пережил войну на Донбассе, есть кое-какой житейский опыт, и мне есть с чем сравнивать. Поиски запчастей, а также людей (или хотя бы человека), который понимает, что именно в машине нужно отремонтировать — всё это становится проблемой.

Сразу хочу оговориться, что данная статья — не военная, не антивоенная, не политическая, а «исключительно бытовая», автомобильная.

  • Какие бренды останутся в России, какие хотят уйти, какие уже уходят и какие «заставляют уйти»?
  • Насколько серьезным и длительным будет дефицит автомобилей, расходников и запчастей?
  • Кто, как и по каким ценам будет обслуживать автомобили тех марок, которые уже заявили о прекращении  работы в России?
  • Придется ли обращаться в неофициальные сервисы, если авто еще на гарантии, и насколько легитимно это будет?
  • Какие аналоги можно использовать вместо оригиналов при обслуживании и ремонте?

На все эти вопросы я постараюсь ответить.

Кто остается и кто уходит?

Во-первых, нужно понимать, что Россия — большая и довольно не бедная страна. С учетом ее огромных размеров и климатических условий  спрос на автомобили самый разный. В глубинке большим спросом пользуются отечественные, простые  в обслуживании и ремонте — чем проще, тем лучше, но «финансовое большинство» все-таки составляют иномарки. Современный мировой автомобильный рынок будет трансформироваться, но российский всё равно является и остаётся довольно притягательным для всего мирового автопрома. Кто-то уже объявил о своем уходе сознательно — американцы, — кто-то под давлением — немцы, французы и японцы. А последние, как всегда по-восточному, формулируют обтекаемые непонятные и невнятные дипломатические заявления. Та же Тойота, например,  за последние недели и «официально заявляла» об уходе, и также официально заявила «о приостановке», (но не остановке) производства в России. Что касается корейского, китайского и отчасти остального японского автопрома, то каждый из нас следит за своей маркой, за своим производителем. То есть, цитата из одного уважаемого издания: «..говорить о том, что они хлопнули дверью и навсегда попрощались с нашим рынком, неправильно».

Так же было и в 2014 году, когда развернулись известные события в Крыму и на Донбассе.

Письма крымчан: И вот опять пустые полки в магазине

Дефицит — однозначно, надолго ли?

Неблагодарное это дело — строить прогнозы, но по своему опыту скажу, что если бы откатить время назад, то в 2014 году я со своим Chevrolet Cruze поступил бы «несколько по-другому». А сейчас, в 2022-м, когда началась эвакуация жителей ЛДНР, я, как минимум, наполнил баки «под горло» (газ/бензин, оба бака), да и во всём остальном машина обслужена, отлажена и тп.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:

— Мы входим в длительную фазу дефицита, а с этим всегда связано повышение цен. Будут расти цены на сервис и цены на запчасти, которые используют во время ремонта и регулярных ТО.

Под сурдинку о дефиците, о нарушении логистических цепочек и отсутствии компонентов для производства комплектующих — цены начинают поднимать все подряд — эффект домино! И те, которых подобное застало врасплох, и те, которых это еще не коснулось, а может — не коснется и вовсе. Но лишний раз «прибарахлиться», подзаработать на ажиотаже и тп — любят все; бизнес есть бизнес.

К сожалению, кому-то придется проститься с гарантией, а вот роль и значимость неофициальных сервисов явно и значительно вырастет. Так было и у нас в Донецке в 2014 году. В лучшем положении оказываются многопрофильные СТО, чем узко- и/или монопрофильные, а «некоторое количество»  автомобилистов и вообще начинают смотреть в сторону дядь Колей и дядь Васей из кооперативных гаражей.

Однако с частником — это палка о двух концах. Да, у него значительно дешевле, однако и компетенция «многопрофильного спеца из кооператива» значительно ниже, чем у механика на большом сервисе, где всегда рядом и более опытный специалист, и под рукой оборотный склад расходников и тптд. Кроме того, у многопрофильных сервисов всегда «живы» и находятся в шаговой доступности различные производственные партнеры и поставщики, а у частника — только авторынок с его неразберихой и зачастую полным отсутствием гарантии на покупаемые с рук запчасти.

Если в стране (или в Москве) станет совсем худо, то русский человек — смекалистый. Обязательно найдется старый инженер, который вспомнит былой  институт авторемзаводов и прочих ремонтных производств. Вспомнятся старые и родятся новые технологии восстановления б/у запчастей, изношенных деталей, узлов и даже целых агрегатов. На Донбассе мы это уже проходили.

Оригинал и аналог — в чем разница

Что такое неоригинал и чем он отличается от оригинала? А —  почти ничем не отличается, потому что на конвейеры производителей большинство комплектующих поступает и из других цехов/заводов самого концерна (альянса/группы), и от «внешних» поставщиков, а также от производителей «вообще запасных частей и комплектующих».

Например, компания Bosch свою продукцию поставляет на конвейеры почти 70 (семидесяти) производителей автомобилей. Это — генераторы, свечи, стартеры, антиблокировочные  системы ABS, системы ESP (в том числе и ПО к ним). То же относится и к другой фирме из Германии — Siemens. А если учесть, что только эти две компании имеют десятки/сотни заводов и производств по всему миру, включая Азию, Латинскую. Америку и Африку, тогда становится понятно, что совсем без запчастей российский автомобилист не останется. То же касается и таких компаний, как Hella, Magnetti Marelli, Luk (узлы и компоненты трансмиссий), NGK, DENSO (свечи), Philips и Osram (лампы и вообще  светотехника).

Но цены — понятно — вырастут (если уже не начали расти).

Что касается аналогов и так называемого неоригинала, то в розницу все они поставляются не только с логотипами самого производителя авто  — Toyota, Mercedes-Benz, Fiat, Renault и тдтп (именно их и называют оригиналом), но и в упаковках производителей запчастей  — Bosch, Hella, Monroe и так далее. А порой бывает «и еще смешнее»: на склады автосервисов и в розницу они поступают  с логотипами… логистических компаний и даже «фирм-упаковщиков». Вот, в качестве примеров — Klokkerholm, Febi, Basburg и многие другие. Именно эти комплектующие и запчасти профессиональные механики называют аналогом/неоригиналом. Хотя, повторюсь еще раз, от оригинала они почти ничем не отличаются — исключительно лейблом, клеймом!

Смотреть фото марки и значки машин с названиями | Эмблемы автомобилей,  Автомобили логотипы, Марки

В качестве «вишенки на торте» скажу, что многие мировые производители запчастей имеют свои производства… в Китае, но из своего профессионального опыта добавлю, что в каждом случае следует советоваться со своим  механиком, специалистом, поскольку нарваться на откровенный контрафакт — аж легко!  И упаковка будет шикарная, и все клейма и логотипы будут там, где им положено быть, а посадочные места и крепежные отверстия — совпадать не будут!

И — всё, это не деталь, а мусор…

Правильная защита лакокрасочного покрытия в летний период - Украина

Из личного опыта

Те автовладельцы, которые продолжают ждать   официальных заявлений автопроизводителей — как показывает мой жизненный опыт, — останутся в проигрыше. Понятно, что у всех нас разные автомобили от разных производителей, но «автомобильное хозяйство» сродни, например,  рынку недвижимости. Часть участников авторынка притихнет, часть поднимет (или уже подняла) цены, и становится актуальным вопрос сохранности твоего транспортного средства на сегодняшний день. Поэтому я бы рекомендовал два основных момента:

 

  1. Привести свой автомобиль нужно в максимально работоспособное состояние — обслужить, подтянуть «слабые места», обновить эксплуатационные расходники (провести внерегламентное ТО) и так далее.
  2. Сделать это желательно в  многопрофильном профессиональном сервисе, и как можно быстрее — еще неизвестно, что будет завтра.

У мелких СТО на складах начнут подходить (или уже подходят) к концу такие запчасти, у которых нет ни китайских, ни иных аналогов, как например, —  топливные и воздушные фильтры для тех же Мерседесов, БМВ, Ауди и прочих «серьезных европейцев».  Нужно  стараться беречь то, что есть и начинать вспоминать правила щадящей грамотной экономичной эксплуатации своего железного друга.

Но это — уже другая история и другая тема; о правилах грамотной эксплуатации автомобиля — в последующих материалах.

 

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист,

специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».


Популярные тэги в статьях

Контакты