Содержание
2. Какие бывают неисправности рулевого управления
3. Каковы признаки износа рулевых наконечников
4. Как проверить исправность рулевого наконечника
5. Что будет, если не менять рулевые наконечники
6. Рекомендации, как продлить жизнь рулевым наконечникам
Для начала давайте определимся, что запрос в интернете «неисправность рулевых наконечников» технически некорректен, профессионалы выражаются по-другому. Во-первых, правильно говорить — наконечники рулевых тяг, а не рулевые наконечники. Во-вторых, тут не бывает «неисправностей», это — не агрегат. Это — узел. И, если выражаться еще более точно, то это — шаровое соединение или шаровый шарнир. Тут случается не «неисправность», а происходит износ рулевых наконечников, а точнее — сопряженных пар деталей. Одна пара деталей — это корпус рулевой тяги и так называемый «сухарь», вкладыш (как правило) из полиуретана, и внутри еще одна пара деталей «вкладыш – шаровый палец». Эта — самая распространенная на сегодня конструкция рулевых наконечников.
Предназначение рулевых тяг — передача усилия от рулевого колеса через рулевой вал, редуктор и усилитель (если он предусмотрен конструкцией вашего автомобиля) на управляемые колеса. В зависимости от конструкции и геометрии передней подвески бывает и разное количество рулевых тяг — от двух штук (продольная и поперечная у старых грузовых автомобилей) до четырех, шести и даже больше. Соединяются рулевые тяги между собой как раз вот этими самыми шарнирными соединениями.
На заре автомобилизма рулевая тяга была одной сплошной деталью. Потом была придумана конструкция разборных наконечников рулевых тяг, был придуман тот самый пластиковый вкладыш-прокладка между деталями, который и заменялся как самый дешевый расходный элемент в рулевом управлении (р/у). Поэтому, если у вас автомобиль старой, например, еще советской конструкции, то такие рулевые наконечники — ремонтируются, перебираются, а вкладыш пластиковый или металлический (из мягких металлов) заменяется новым неизношенным. Сам вкладыш, как правило, состоит из двух половинок; в верхней части есть отверстие для шарового пальца, а нижняя (пята или пятка) сплошная, подпружиненная до полутяжелой посадки.
В современных авто рулевые наконечники неразборные, они свинчиваются с тяги и заменяются новыми — целиком в сборе.
2. Какие бывают неисправности рулевого управления
Поскольку рулевое управление является едва ли не одним из первых в списке элементов активной безопасности, поэтому в Правилах (ПДД) и должностных инструкциях инспекторов дорожных служб строго прописано не просто составлять протокол о какой-либо неисправности в рулевом управлении, а немедленно ПРЕКРАЩАТЬ эксплуатацию транспортного средства и эвакуировать его на штрафную площадку ГАИ (ГИБДД, полиции, милиции и тд). Конструктивно неисправность классифицируется по самому первому и самому главному признаку — увеличенному зазору и люфтам в сочленениях. И если в рулевом редукторе (рулевой рейке) имеет место как раз неисправность, то в рулевых наконечниках диагностируют износ и люфт, вследствие увеличенного зазора в сопряженных деталях.
3. Каковы признаки критического или пред- критического износа рулевых наконечников
Поскольку рулевые наконечники представляют собой сферические шарнирные соединения, поэтому критичным для подобного соединения является так называемая тяжелая или полутяжелая посадка, когда детали друг в друга фактически запрессованы (или затянуты специальной резьбовой шайбой-пробкой — в старых конструкциях). Исправность, или точнее сказать – готовность, рулевого наконечника можно определить даже руками, провернуть новый рулевой наконечник весьма тяжело, а в изношенном наконечнике рулевой палец буквально «болтается» в посадочном гнезде.
По сравнению с долгим сроком службы всей тяги, ресурс рулевого наконечника значительно короче, основные факторы, влияющие на интенсивность износа— такие:
— состояние дорожного полотна; на ровных городских улицах и межгородских трассах компоненты рулевого управления, в том числе и рулевые наконечники, ходят долго; но чем глубже «в деревню» или, паче того, совсем на бездорожье, тем срок жизни тех же наконечников рулевых тяг стремительно сокращается;
— скорость передвижения автомобиля, а особенно рулевые наконечники изнашиваются на извилистых горных дорогах;
— общее состояние механизмов и деталей рулевого управления; на старых машинах, случается, рулевые пальцы отламываются, и автомобиль замирает посреди дороги с выкрученными в разные стороны колесами;
— стиль вождения; у водителя с энергичным агрессивным стилем вождения рулевые наконечники будут сменяться гораздо чаще, чем у водителя спокойного;
— процессы естественного износа трущихся сопряженных деталей, а также незапланированные механические повреждения деталей подвески и рулевого.
4. Как проверить исправность рулевого наконечника
Непосредственные признаки износа — таковы:
— в режимах «педаль газа в пол», а также при торможении и/или в поворотах на ровном покрытии чувствуются уводы автомобиля с ожидаемой траектории;
— при движении на ровном покрытии слышны нехарактерные для передней подвески звуки, грюки и тп;
— слишком легкое усилие на рулевом колесе;
— глухие постукивания в р/у можно услышать при поворотах рулевого колеса на стоящем автомобиле (это, кстати, один из основных приемов диагностики состояния рулевых наконечников);
— при покачивании рулевого колеса напарником «туда-сюда» на стоящем автомобиле, люфты в рулевых механизмах, а также в районе редукторов (рулевой рейки), в том числе на тягах и непосредственно в сочленениях рулевых тяг, можно определить и визуально, и на ощупь, накрыв ладонью шаровый узел;
— в современных автомобилях зазоры и люфты в рулевых сочленениях выявляются на специальном так называемом динамическом стенде-столе, а также при проверке углов установки управляемых колес на стендах развала-схождения.
5. Что будет если не менять рулевые наконечники
Неисправности, а точнее — мы определились — износ и зазоры в рулевых наконечниках являются самой первой неисправностью, которая проявляется в рулевом управлении. Именно наконечники рулевых тяг — наиболее часто заменяемые детали в подвеске.
Игнорирование выше перечисленных признаков износа влечет за собой следующие проблемы (в порядке их появления в неисправном автомобиле):
— появление и дальнейшее увеличение зазоров и люфтов в наконечниках, а далее проблемы в работе самих рулевых тяг и других механизмов и узлов рулевого управления, и это уже значительно серьезнее;
— потеря комфорта в управлении автомобилем для тех водителей, которые под этим комфортом понимают (и принимают, как первоочередную задачу) — безопасность;
— явные видимые следы неравномерного или «однобокого» износа передних покрышек, что говорит о нарушении углов схождения передних (управляемых) колес;
— наконец, потеря контроля над автомобилем, и далее — кювет, а что ещё хуже — полоса встречного движения.
Также добавлю, что чаще изнашиваются крайние наконечники рулевых тяг. Причем, по правой стороне автомобиля больше, поскольку «правой колее» приходится больше ездить по обочине и краю проезжей части, где качество покрытия всегда хуже, чем ближе к осевой. Наконечники на продольных и средних тягах изнашиваются меньше.
6. Рекомендации, как продлить жизнь рулевым наконечникам
Рекомендации тут довольно просты, а часть из них буквально черным по белому прописана в ваших Инструкциях по эксплуатации. Однако и советы опытных бывалых механиков, а также водителей со стажем также не помешают:
— систематически проверяйте целостность механизмов и отсутствие излишних люфтов в сочленениях деталей р/у; в том числе строго соблюдайте регламенты ТО, предписанные производителем вашего автомобиля;
— при смене ровного дорожного покрытия на «несъедобное» всегда снижайте скорость; причем, один-два удара на случайной колдобине не так влияют на зазоры и люфты, как систематическая езда на высокой скорости по проселкам и дорогам с некачественным покрытием;
— при проведении ремонтных работ, в том числе и при выборе запасных частей, отдавайте предпочтения проверенному автосервису, опытному механику и качественным оригинальным запчастям.
Рулевое управление не зря относят к основной составляющей активной системы безопасности, наряду с тормозами, тормозными ассистентами, системами стабилизации движения и тп. Также напомню: что пассивная система безопасности защищает водителя и пассажиров в момент ДТП (а это сминаемые силовые части кузова, ремни и подушки безопасности и так далее), а активная система следит за тем, чтобы дорожно-транспортного происшествия не произошло вообще.