Нужна ли заправка кондиционера каждой весной?

Начну с главного — собственно заправка кондиционера может и не понадобиться, а вот провести проверку/диагностику системы вентиляции и кондиционирования накануне летней эксплуатации не просто необходимо, а — крайне необходимо!

Причин тому несколько. Во-первых, диагностика включает в себя не только проверку уровня (и вообще наличия) хладагента в системе, но и санитарную антибактериальную обработку самой системы. Ведь за зиму на приборах системы отопления/вентиляции/кондиционирования наверняка «что-то завелось», и от этого я, например, избавляюсь каждую весну. В качестве ежегодного обязательного сезонного обслуживания (СО).

Во-вторых, и масло в компрессоре, и хладагенты в системе имеют обыкновение испаряться через пористые материалы, через сочленения и крепежи, а также через микротрещины, которые невооруженным взглядом и обнаружить-то невозможно. Как известно, протечки систем кондиционирования сегодня проверяются специальными ультрафиолетовыми «красителями».

В-третьих, все механические пары трения имеют обыкновение изнашиваться, а наружные приборы и устройства зимой однозначно подвергаются дорожным агрессивам. Чего уж говорить о резиновых патрубках, медных и алюминиевых сочленениях, разветвлениях, переходниках и тд.

Как известно, рвётся там, где тонко, а кондиционер перестаёт работать, аккурат когда наступает жара. А в жаркое время года, в том числе и в преддверии знойной поры, когда начинается ажиотаж и выстраиваются очереди к «кондиционерщикам», найти специалиста по системам кондиционирования, конечно, можно… однако и цены у спецов в этот период — мы знаем какие!

Именно поэтому данная статья готовится к публикации весной. Пока не началось!

 Заправка кондиционера

Диагностика

В чем именно она заключается? Каждую зиму приборы и устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования эксплуатируются в условиях перепадов температур, высокой загрязненности и повышенной влажности, поэтому странно слышать от иного, даже опытного, автовладельца, когда он говорит, что, мол, ...диагностироваться еще рановато.

Поломка любого звена системы может случиться из-за:

  • банально грязного/загрязненного радиатора системы охлаждения или самого конденсора;
  • забитого воздушного и/или салонного фильтра;
  • неправильной или некорректной работы электронного блока управления двигателем и/или системы климат-контроля;
  • «капризов» компрессора, который может перестать качать именно в "нужный" момент;
  • расширительного клапана кондиционера (ТРВ), который производит регулировку объема хладагента, поступающего в испаритель;
  • электрических неисправностей, механических повреждений любого из устройств, из-за внутренних засоров и тд и тп…

Немного статистики

  1. За один сезон, а если сказать точнее, то за календарный год эксплуатации система кондиционирования любого авто теряет в среднем  от 10 до 12-15 процентов хладагента. Именно поэтому подавляющее большинство Инструкций в наших бардачках рекомендуют замену (или как минимум — ревизию) системы раз в четыре года.
  2. При потере системой около 50% хладагента эффективность кондиционирования (охлаждения воздуха в салоне) стремится к нулю.
  3. Потери хладагентов в новом автомобиле (и в неизношенных системах охлаждения) несколько меньше, а если твоё авто «в годах», то случается и больше 20-ти процентов в год, отсюда вытекает закономерное правило сокращения межрегламентных сроков и пробегов для подержанных авто.

Объемы фреона (а правильнее говорить — хладагента) в наших автомобилях разные и зависят не только от литража и мощности самого двигателя, но и от типа кузова (седан, хетчбэк, универсал), от объема «жилого пространства», от наличия/отсутствия внештатной тепло- (а заодно: звуко- и шумо-) изоляции.

Спецы по обслуживанию систем кондиционирования называют разные объемы желательной ежегодной дозаправки фреонов (хладагентов) в разных автомобилях:

  • малолитражный автомобиль — от 0,2 до 0,3 кг в год;
  • автомобили с двигателями от 1,5 до 2,0 литров и только с одним испарителем (это наиболее распространенный вариант) — от 0,6 до 0,7 кг каждую весну;
  • многолитровые моторы и/или многоместные габаритные авто с двумя испарителями и с двузонными системами климат-контроля — от 1,2 до 1,6 кг за сезон;
  • автомобили с тремя и более зонами климат-контроля, а также с наличием охлаждаемых боксов-холодильников и тд — более 2,0 кг хладагента за одну дозаправку.

Заправка кондиционера автомобиля а Москве. Цены на заправку автокондиционера  от «Автоцарапина»

Можно ли провести диагностику самостоятельно своими силами?

Нельзя! Кроме разве что первичной, когда ваша рука, поднесённая к соплу системы вентиляции говорит вам: «...а чтой-то не холодит совсем». По субъективным ощущениям исправность/неисправность системы кондиционирования определить невозможно, только при наличии специальных инструментов.

Заправка/диагностика кондиционеров — это весьма специфическая область автомобильного бизнеса. Подобный сервис требует наличия опытных квалифицированных работников, специального оборудования, отлаженных схем работы, а также оборотного склада различной автомобильной «мелочёвки» — от метизов и специального крепежа до профильных расходников.

Из личного опыта: шофёрские байки и распространённые ошибки

Если вы найдете автосервис, где вам пообещают диагностику кондиционера по цене ниже среднерыночной, значит можете считать свои деньги впустую потраченными. Мне рассказывали о самых разных способах развода клиента. Например, о так называемом «вакуумировании» кондиционера. Якобы, если в течение нескольких минут после «опрессовки» системы стрелка манометра не упала, значит — и утечек нет, и можно не заправляться. Это типичный пример обмана или, как минимум, технической неграмотности. 

Оборудование, которое обязан иметь любой уважающий себя автосервис, следующее:

— стенд и инструментарий для опрессовки систем различных конструкций и контроля их герметичности;

— всевозможные шланги, патрубки, переходники, перепускные клапаны, штуцеры и краны;

 — манометрический коллектор, а лучше полноценную метрологическую станцию;

— электронные весы для определения объема хладагента, дозаправляемого в систему;

— программное обеспечение для отладки «электронной части» системы;

— склад хладагентов соответствующих типов.

Хладагенты — это специальные углеводороды, которые при переходе из жидкого в газообразное состояние (в ходе испарения) снижают температуру и передают «холод по требованию». Их множество типов и видов:

R12 — хладагент одного из первых поколений, сегодня почти не применяется и даже запрещен для новых автомобилей;

R134а — более современный; в нем, например, уже отсутствует хлор и сегодня это наиболее популярный состав;

R1234yf — экологичный и экологически чистый инновационный продукт, применяется с 2014 года, однако требует исключительно точной дозировки, очистки высокого качества и повышенных мер противопожарной безопасности;

R404а — смесь из нескольких составов, высокопроизводительна и высокотехнологична, однако крайне специфична и применяется в сплит-системах и рефрижераторах.

Примечание: категорически запрещается смешивать популярные сегодня типы R12 и R134а по причине несовместимости их и между собой, с маслами в компрессорах и «конфликта» в разных конструкциях осушителей. Если на каком-то сервисе вам скажут, что, мол, «ничего страшного», бегите оттуда, не медля ни секунды.

Заправка автомобильного кондиционера с выездом в Иркутске

Итак:

— систематически проводите диагностику системы кондиционирования согласно регламентам вашего производителя;

— периодически промывайте систему охлаждения, чистите специальными составами и промывайте радиаторы охлаждения, масляные и кондиционера;

— заправляйте ваш кондиционер или дозаправляйте его, но обязательно с предварительной диагностикой...

И исключительно у профильных специалистов.

 

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист,

специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».


Популярные тэги в статьях

Контакты