Что такое КПП в машине? Коробка передач или трансмиссия – обязательная часть любого транспортного средства, дополненного ДВС. Ее главная задача состоит в передаче и преобразовании крутящего момента с двигателя на колеса. Это гарантирует оптимальную скорость движения и силу тяги авто, а также обеспечивает ему движение назад, холостой ход и полную остановку. С момента появления первых автомобилей производители всячески совершенствовали их основные детали – в том числе и коробки переключения передач. Этот процесс привел к появлению современных марок с разными типами трансмиссий. Разобраться в них несложно, но у тех, кто только пробует свои силы в вождении, могут возникнуть вопросы. На них мы вам и ответим!
Основные разновидности
Специалисты выделяют 4 основных вида КПП, каждый из которых имеет как сильные, так и слабые стороны. Рассмотрим каждый вариант.
Механическая
МКПП или механическая коробка передач является самым простым механизмом, который бывает 2 видов – двух и трехвальным. Современная механика представляет собой набор шестеренок, которые зацепляют специальные валы.
Преимущества МКПП:
- Простота и надежность;
- Удобное управление машиной в условиях бездорожья;
- Можно переключать передачи без сцепления;
- Невысокая стоимость обслуживания;
- Экономный расход топлива;
- Высокий коэффициент полезного действия при самом маленьком весе;
- Более быстрый разгон.
Минусы:
- Не очень удобно передвигаться по городу.
Автоматическая
АКП или гидротрансформатор – классический вариант, отличающийся простотой использования. Свое название этот вид трансмиссии получил из-за того, что в передаче крутящего момента двигателю участвует наполненный маслом диск.
Преимущества АКПП:
- Высокий уровень надежности и удобства;
- Плавное трогание с места и переключение передач;
- Возможность менять передачи на максимальной мощности мотора;
- Защита от перегрузок, которая включается при неправильном выборе передачи.
Минусы:
- Увеличенный расход топлива;
- Медленное переключение передач;
- Более высокая стоимость самой коробки и ее обслуживания;
- Снижение динамики автомобиля;
- Увеличенный расход топлива;
- Низкий КПД.
Роботизированная
Усовершенствованная разновидность механики с двумя сервоприводами, отвечающими за выжим сцепления и выбор передачи. Последние бывают четными и нечетными – когда автомобилю нужно переключиться с одной передачи на другую, одно сцепление размыкается, а второе смыкается. Сама роботизированные трансмиссии делятся на 2 типа – с сухим сцеплением и мокрым.
Преимущества робота:
- Высокий КПД;
- Минимальный расход горючего;
- Быстрая и плавная скорость переключений;
- Хорошая динамика транспортного средства.
Минусы:
- Низкая надежность;
- Чувствительность к перегреву и сильным нагрузкам;
- Высокая стоимость ремонта и обслуживания.
Вариаторная
CVT или вариаторная трансмиссия стала результатом улучшения классической АКПП. Сейчас такие коробки использует большинство японских производителей – Toyota, Nissan, Subaru. Это оптимальный выбор для передвижения по городским улицам. В нем есть 2 раздвижных шкива, способных менять положение и натяжение ремня. Управление этими шкивами осуществляет компьютер.
Преимущества:
- Незаметное переключение передач;
- Небольшой расход топлива;
- Хорошая динамика автомобиля.
Минусы:
- Нельзя устанавливать с мощными двигателями;
- Дорогое обслуживание;
- Большое количество не слишком надежных датчиков;
- Чувствительность к плохим дорогам и буксировке.
Где искать рычаг переключения передач?
Если вы знаете, как переключать передачи на механике, то в машине с автоматической трансмиссией можете сразу растеряться. В первую очередь это связано с тем, что рычаг переключения находится в различных местах. Так, в случае механической трансмиссией речь идет о напольном рычаге, а вот в машинах с автоматикой вариантов размещения может быть довольно много:
- Кнопки. Технология, разработанная компанией Chrysler, возникла в 50-х гг. прошлого века, но вскоре была забыта. В наши дни она часто встречается на моделях Continental, Aston Martin, Alfa Romeo, Acura, Honda, Ferrari, GMC;
- Nub Shifter. Представляет собой маленькую ручку переключения, работающую по классической схеме. Именно такие сферы с небольшим ходом можно увидеть в Toyota и Nissan Leaf. Если вы не до конца понимаете, как переключать коробку автомат с такой рукояткой, сдвиньте ее на несколько сантиметров;
- Джойстик. Популярный вариант в BMW, Chevrolet Bolt EV, Audi, Buick LaCrosse и Chrysler. Ручка выполнена в форме рычага и действует по классической логике переключения;
- Поворотный переключатель. В современном мире эта технология впервые появилась в Jaguar седан XF. Затем к нему присоединился Ford Fusion (Mondeo), Chrysler и Land Rover;
- Подрулевой переключатель. Находится на рулевой колонке, похож на обычную ручку, имеет традиционную схему работы (PRNDL). Именно такими вариантами оснащены авто марки Mercedes-Benz. Как переключать скорости на коробке в этом случае? Переключатель электронный, поэтому для его сдвига достаточно нажать кнопку;
- Под углом на руле. Не самый распространенный вариант, который можно увидеть на единичных марках – электрокар BMW i3. Такая ручка способна вращаться, что облегчает процесс ее использования.