Обзор коробок передач для самых начинающих водителей (или как переключить передачу)

Что такое КПП в машине? Коробка передач или трансмиссия – обязательная часть любого транспортного средства, дополненного ДВС. Ее главная задача состоит в передаче и преобразовании крутящего момента с двигателя на колеса. Это гарантирует оптимальную скорость движения и силу тяги авто, а также обеспечивает ему движение назад, холостой ход и полную остановку. С момента появления первых автомобилей производители всячески совершенствовали их основные детали – в том числе и коробки переключения передач. Этот процесс привел к появлению современных марок с разными типами трансмиссий. Разобраться в них несложно, но у тех, кто только пробует свои силы в вождении, могут возникнуть вопросы. На них мы вам и ответим!

Основные разновидности

Специалисты выделяют 4 основных вида КПП, каждый из которых имеет как сильные, так и слабые стороны. Рассмотрим каждый вариант.

Механическая

МКПП или механическая коробка передач является самым простым механизмом, который бывает 2 видов – двух и трехвальным. Современная механика представляет собой набор шестеренок, которые зацепляют специальные валы.

Преимущества МКПП:

  • Простота и надежность;
  • Удобное управление машиной в условиях бездорожья;
  • Можно переключать передачи без сцепления;
  • Невысокая стоимость обслуживания;
  • Экономный расход топлива;
  • Высокий коэффициент полезного действия при самом маленьком весе;
  • Более быстрый разгон.

Минусы:

  • Не очень удобно передвигаться по городу.

Автоматическая

АКП или гидротрансформатор – классический вариант, отличающийся простотой использования. Свое название этот вид трансмиссии получил из-за того, что в передаче крутящего момента двигателю участвует наполненный маслом диск.

Преимущества АКПП:

  • Высокий уровень надежности и удобства;
  • Плавное трогание с места и переключение передач;
  • Возможность менять передачи на максимальной мощности мотора;
  • Защита от перегрузок, которая включается при неправильном выборе передачи.

Минусы:

  • Увеличенный расход топлива;
  • Медленное переключение передач;
  • Более высокая стоимость самой коробки и ее обслуживания;
  • Снижение динамики автомобиля;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Низкий КПД.

Роботизированная

Усовершенствованная разновидность механики с двумя сервоприводами, отвечающими за выжим сцепления и выбор передачи. Последние бывают четными и нечетными – когда автомобилю нужно переключиться с одной передачи на другую, одно сцепление размыкается, а второе смыкается. Сама роботизированные трансмиссии делятся на 2 типа – с сухим сцеплением и мокрым.

Преимущества робота:

  • Высокий КПД;
  • Минимальный расход горючего;
  • Быстрая и плавная скорость переключений;
  • Хорошая динамика транспортного средства.

Минусы:

  • Низкая надежность;
  • Чувствительность к перегреву и сильным нагрузкам;
  • Высокая стоимость ремонта и обслуживания.

Вариаторная

CVT или вариаторная трансмиссия стала результатом улучшения классической АКПП. Сейчас такие коробки использует большинство японских производителей – Toyota, Nissan, Subaru. Это оптимальный выбор для передвижения по городским улицам. В нем есть 2 раздвижных шкива, способных менять положение и натяжение ремня. Управление этими шкивами осуществляет компьютер.

Преимущества:

  • Незаметное переключение передач;
  • Небольшой расход топлива;
  • Хорошая динамика автомобиля.

Минусы:

  • Нельзя устанавливать с мощными двигателями;
  • Дорогое обслуживание;
  • Большое количество не слишком надежных датчиков;
  • Чувствительность к плохим дорогам и буксировке.

Где искать рычаг переключения передач?

Если вы знаете, как переключать передачи на механике, то в машине с автоматической трансмиссией можете сразу растеряться. В первую очередь это связано с тем, что рычаг переключения находится в различных местах. Так, в случае механической трансмиссией речь идет о напольном рычаге, а вот в машинах с автоматикой вариантов размещения может быть довольно много:

  • Кнопки. Технология, разработанная компанией Chrysler, возникла в 50-х гг. прошлого века, но вскоре была забыта. В наши дни она часто встречается на моделях Continental, Aston Martin, Alfa Romeo, Acura, Honda, Ferrari, GMC;

  • Nub Shifter. Представляет собой маленькую ручку переключения, работающую по классической схеме. Именно такие сферы с небольшим ходом можно увидеть в Toyota и Nissan Leaf. Если вы не до конца понимаете, как переключать коробку автомат с такой рукояткой, сдвиньте ее на несколько сантиметров;

  • Джойстик. Популярный вариант в BMW, Chevrolet Bolt EV, Audi, Buick LaCrosse и Chrysler. Ручка выполнена в форме рычага и действует по классической логике переключения;

  • Поворотный переключатель. В современном мире эта технология впервые появилась в Jaguar седан XF. Затем к нему присоединился Ford Fusion (Mondeo), Chrysler и Land Rover;

  • Подрулевой переключатель. Находится на рулевой колонке, похож на обычную ручку, имеет традиционную схему работы (PRNDL). Именно такими вариантами оснащены авто марки Mercedes-Benz. Как переключать скорости на коробке в этом случае? Переключатель электронный, поэтому для его сдвига достаточно нажать кнопку;

  • Под углом на руле. Не самый распространенный вариант, который можно увидеть на единичных марках – электрокар BMW i3. Такая ручка способна вращаться, что облегчает процесс ее использования.


Популярные тэги в статьях

Контакты