Ошибок при покупке аккумулятора обычно всего 2 (две).

Ошибка первая

Сразу замечу, что, несмотря на прогресс, аккумуляторные батареи традиционной «свинцово-кислотной» конструкции еще долго будут оставаться «основной позицией» на рынке и в наших моторных отсеках. Так получается, что ни гелевые, ни AGM, ни EFB, ни щелочные, в том числе, и «совсем-совсем современные» никель-кадмиевые, металл-гидридные, литий-ионные и прочие подобные, как-то не сильно «приживаются» сегодня в мировом автопроме. Поэтому раз в 4-5 лет мы систематически ездим на авторынок.

Наше стремление не потратить лишнего и подвигает нас тянуть до последнего — авось еще одну зиму переживёт? А он, гадюка такая кислотная, возьмет да и подведет тебя в самый ненужный момент. И получается, что покупка нового АКБ, включая потерянное время и, главное, деньги на поездку в автомагазин или на рынок, обходится на четверть, а то и в полтора раза дороже, чем если бы ты подумал об этом еще осенью. Опытные водители отдают подержанный АКБ какому-нибудь своему «бедному родственнику» еще задолго до «линии смерти». Больше того, сегодня продавцы аккумуляторов принимают старые АКБ в учет цены нового.

Устройство автомобильного аккумулятора

Вторая ошибка

Как известно, скупой платит трижды. Первый раз за дешевую некачественную деталь или работу, второй раз — за переделывание этой некачественной работы, и третий раз, в конце концов, за качественную работу. Выражение «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» хоть и приписывают жене Ленина Н. К. Крупской, но на самом деле его придумали давно, и придумала очень толковая голова. Это — факт!

Следующий факт, причем многократно доказанный, заключается в том, что данная житейская мудрость напрямую имеет отношение и к современным автомобильным аккумуляторным батареям. Дешевый сыр обходится дорого!

Типы аккумуляторов, на что обращать свое первое внимание

Я не буду лезть в технические инженерные глубины, рядовому автовладельцу это не нужно, а если это кому-то надо, то подобной информации — полный интернет. И по конструктивным особенностям, и по спецификациям, и по правилам ухода-обслуживания, включая такие (нужные на самом-то деле) вещи, как уровень и плотность электролита, емкость и степень заряженности, а также:

  • ток холодной прокрутки;
  • внутреннее сопротивление, напряжение и саморазряд;
  • резервная емкость и приведенная энергия пуска и тд, и тп, и прочая!

 

Признаков, которые следует учитывать при выборе АКБ, не много:

 

  1. Во-первых, и самое главное, желательно покупать аккумулятор, который рекомендовал (и на конвейере установил в свое время под капот) производитель вашего автомобиля. В таком АКБ учтены все инженерные, конструктивные и компоновочные моменты еще при проектировании авто. А если такой технической возможности нет, то придерживаемся следующих критериев и правил.

 

  1. Габариты — батарея должна без проблем поместиться на своем  штатном месте — в моторном отсеке под капотом, в багажнике или под полом пассажирского салона. Примечание: если на прилавке имеется вилка выбора, то предпочтение следует отдать батарее с большей емкостью, дольше прослужит!

 

  1. Полярность, она сегодня разная у автопроизводителей разных регионов мира, и у вас может банально не хватить длины штатных проводов. Однако продавцы аккумуляторов и так «с порога» интересуются у покупателя — где в вашей машине «плюс» и где «минус» — справа или слева?

 

  1. Цена: обычно бренд, его популярность и раскрученность (или не раскрученность) определяет и цену батареи. Тут предпочтение следует отдавать аккумуляторам в дорогом или среднем ценовом секторе, про дешёвыё вещи мы помним, однако к аккумуляторным автомобильным батареям это имеет самое непосредственное отношение, и об этом — дальше.

Сколько времени должен служить аккумулятор и как продлить жизнь АКБ?

 

Почему нельзя покупать недорогие АКБ?

Самое главное —  хорошая батарея не может быть дешевой и легкой,  а при всех  прочих равных условиях она должна быть тяжелой

Подавляющее большинство автомобильных изданий систематически и с удовольствием перепечатывают на своих страницах и в блогах всевозможные обзоры и рейтинги аккумуляторов. Но только некоторые из них (уважаемые и уважающие себя и своих читателей) проводят собственные испытания. Перечислять я их не буду, они и так на слуху, но не очень давно журналисты «За рулем» взяли да и распилили с десяток аккумуляторов, и выяснилось, что дешевые (и легкие) аккумуляторы потому и недорогие, что активных пластин, электролита, свинца и тд — тут значительно меньше, чем в «нормальных»  АКБ. Обнаружилось, цитата:  «…что ячейки батарей заполнены не до отказа… внутри «Ххх» мы даже обнаружили куски пластика, обеспечивающие плотную посадку тощих полублоков…» и так дальше. Меня, например, этот материал весьма впечатлил, поэтому я и даю на него ссылку.

Что касается всех остальных «стартовых» параметров автомобильного АКБ, то все они прописаны и в ваших руководствах, и во многих других технических документах.

Из личного опыта

Несколько лет назад по бедности (и по причине той самой «экономности») я купил обслуживаемый аккумулятор (поскольку он оказался «несколько дешевше» всех других на прилавке), да и забыл…

— что периодически ареометром следует контролировать плотность электролита;

— что время от времени следует отдавать его аккумуляторщику или самому  подзаряжать до заводских номиналов;

— что, как минимум, каждую весну и осень следует проверять хотя бы уровень электролита в банках…

А «продолбал» я потому, что уже многие годы (даже десятилетия) покупаю необслуживаемые аккумуляторы— купил, поставил и забыл на следующие 3-4-5 лет!  А тут вот —  как говорится — пришлась на старуху проруха.

Неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения 

Примечание:  Не забудьте после покупки (даже в уважаемом торговом заведении) перед установкой под капот батарею зарядить или как минимум — проверить ее в аккумуляторном цеху или у аккумуляторщика. Ведь никому неизвестно, в том числе, и самому продавцу, как давно эта батарея была изготовлена, и сколько времени она простояла на складе производителя.

При установке постарайтесь плотно и надежно ее закрепить, поскольку вибрации и лишняя тряска ускоряют разрушение пластин (да и не только пластин аккумулятора). Следите за чистотой и самого АКБ и его выводов, окисленные контакты, это не только саморазряд, но порой и полный разряд аккумулятора, тем более, если имеются утечки в бортовой сети.

 

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист


Популярные тэги в статьях

Контакты