Промывка радиаторов автомобиля — зачем это вообще делают?

Промывка радиаторов автомобиля — зачем это вообще делают?

В ином автомобиле радиаторов случается до нескольких штук, и это только в системе охлаждения/отопления. Но сегодня не только в так называемых высокопроизводительных (форсированных) моторах, но даже в рядовом ДВС из массового сектора мирового автопрома их, как минимум, три

  1. Радиатор системы охлаждения.
  2. Масляный радиатор (или даже радиаторы).
  3. Так называемый конденсор (радиатор системы кондиционирования)…

…а также:

  1.  Охладитель систем наддува (интеркулер);
  2. Радиаторы гидроусиления различных механизмов, в частности, например, рулевого управления.
  3. Радиатор (или радиаторы) АКПП и другие.

А начну по традиции с главного — все профилактические «мероприятия» по автомобилю прописаны в наших Сервисных книжках. В специальные таблицы сведены сроки (и пробеги) обновления жидкостей, а также промывок систем, магистралей, емкостей и так далее.

 

Наружные загрязнения

Конструктивно радиаторы располагаются, как правило, под передним бампером и за фальшрадиаторной решеткой. А ещё — в арках и прочих кузовных пустотах, в глубине моторного отсека и под облицовками салона. Располагаются они «лицом» к набегающим воздушным потокам. Однако как раз именно здесь — в нишах и пустотах, в воздуховодах и под облицовками — собирается пыль, грязь, сырость и тд. Тут более чем «благоприятная атмосфера» для микробов, плесени, грибов и прочих возбудителей болезней. Закрытые и скрытые радиаторы являются причинами не только загрязнения «внутренней среды» автомобиля, но и перегревов двигателя, элементов трансмиссии и прочих узлов, которые требуют охлаждения или наоборот нагрева.

Без разборки подобраться к ним — невозможно.

 

Внутренние загрязнения

Все эксплуатационные жидкости — это химические растворы самых разных сложных сочетаний агрессивных веществ. То же, например, моторное масло имеет до двух десятков различных присадок, в числе которых я назову только самые распространенные:

  • Смазывающие
  • Противовспенивающие
  • Антикоррозионные
  • Антиоксиданты
  • Антиокислители…

— общим числом, повторюсь, от полутора до двух десятков.

Такая же картина и со всеми другими жидкостями — охлаждающими, тормозными, трансмиссионными и проч. Все они в процессе эксплуатации оставляют на стенках рубашек, в емкостях и, главное, — в магистралях, переходниках и патрубках — осадок, и зачастую нерастворимый. Больше того, автомеханики в иных узлах находят осадки, закоксованные до каменной твердости.

Откуда ж тут возьмется смазка или теплоотвод?

 

Система охлаждения/отопления/вентиляции

Радиатор (или радиаторы) систем охлаждения ДВС загрязняются не только снаружи, в сотах радиаторов, а также в магистралях, бачках, переходниках и других устройствах. Тут скапливаются продукты окисления металлических частей, осадки разложения присадок тех же  антифризов (которых здесь также далеко больше десятка), частицы ржавчины и другой мусор. Именно поэтому производители и регламентируют периодическую замену охлаждающих, а также всех других эксплуатационных жидкостей, масел и тп.

Система отопления, в частности, занимается тем, что воздух, поступающий в салон, должен продуваться через горячий радиатор отопителя. Система вентиляции забирает воздух снаружи и, пропуская через салонный фильтр, направляет его в салон с заданной температурой. Система кондиционирования (климат-контроля) пропускает воздух через испаритель кондиционера. Все эти системы имеют порой свои собственные компрессоры, фильтры, радиаторы и их «плотность» на единицу объема пространства в иных автомобилях так высока, что риск нечаянно повредить любой из агрегатов в процессе самостоятельного обслуживания или ремонта — довольно высок.

Именно по этим причинам я всегда рекомендую — обращайтесь к профессионалам.

 

Промывка/чистка радиаторов

Некоторые автовладельцы пытаются самостоятельно мыть и чистить радиаторы, однако следует учитывать тот факт, что основные из них (три: охлаждения, масляный и конденсор) в большинстве автомобилей «собраны» в один тугой узел. Именно в «тугой», потому что зазоры между радиаторами бывают даже еще меньше, чем в сотах самих радиаторов. Сделано это по самым разным инженерным и компоновочным причинам, но фактом остается тот факт, что самостоятельная промывка или наружная чистка выливается, в конце концов, в дорогостоящий ремонт.

 

Функции и предназначение систем

Функции системы вентиляции просты — снаружи из атмосферы или из салона (режим рециркуляции) система забирает воздух и, пропуская его через салонный фильтр (или фильтры, если у вас их несколько), очищает его и направляет в салон с температурой, которую задает водитель.

Функции системы отопления аналогичны, только воздух проходит через радиатор отопителя (печки). А вот функции системы кондиционирования сложнее — нужно доставить в салон охлажденный воздух, который прошел испаритель кондёра. И тут причин появления неисправностей гораздо больше.

Причины неисправностей

Пыль, сырость и грязь — вот основные из них. Помимо собственно загрязнений — наружных и внутренних — в системах «случаются» также:

  1. Нарушения герметичности магистралей и соединений;
  2. Неисправности осушителя или испарителя, если мы говорим о системе кондиционирования;
  3. Накапливание «отходов производства» эксплуатационных жидкостей;
  4. Накапливание наружных загрязнений;
  5. Естественный износ сопряженных пар, узлов и агрегатов в процессе эксплуатации;
  6. Механические аварийные повреждения, неисправности и разное другое…

 

Сроки и регламенты

Автомеханики рекомендуют два наиболее оптимальных момента для генеральной чистки радиаторов — поздняя осень или ранняя весна. После лета — это липкие «осадки» с деревьев, тополиный пух, насекомые и все прочие естественные загрязнители лета. После зимы — это морозы и оттепели, реагенты и пескоструй.

 

Из личного опыта

Но в первую очередь я всегда ориентируюсь на регламенты, которые прописаны в моей Сервисной книжке или Инструкции по эксплуатации. Поскольку я профессиональный автомеханик, поэтому я хорошо знаю «механику» появления неисправностей или потенциальных поломок. А самый эффективный метод борьбы с неисправностями — какой?

Правильно, — профилактика!

То есть, если вернуться взглядом к заголовку этой статьи, то можно понять, что лишняя «помойка» радиаторов — не помешает, а автомобиль вам за это только спасибо скажет.

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист,

специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».


Популярные тэги в статьях

Контакты