Техническая справка – бензиновые моторы
На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ N 1008 от декабря 2011 года под названием «О проведении технического осмотра транспортных средств», и оно соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств — ТР ТС 018/2011». То есть, если вы, например, путешествуете по другим странам СНГ, то высока вероятность «попасть под ответственность».
В выхлопе современного авто имеются три составляющие:
— отработанные газы;
— картерные газы;
— топливные и моторные испарения.
Отработанные газы — это основной и главный источник токсических веществ любого современного двигателя; смесь газов с различными химико-физическими свойствами, аэрозоли и остатки различных примесей и присадок из топлива и моторного масла, а также газообразные, жидкие и твердые частицы.
Бензин «по умолчанию» является канцерогеном, а повышенное содержание в выхлопе соединений СН объясняется, например, большим повышенным расходом масла через изношенные маслосъемные и уплотнительные кольца на поршнях. Повышенное содержание СН в выхлопе также может указывать на неполадки в системе зажигания.
Окись углерода (СО) — неустойчивое соединение, которое легко вступает в реакцию с кислородом и дает двуокись СО2 — угарный газ. Главная его опасность в том, что он ядовит, без цвета, без вкуса и запаха, а отсутствие кислорода в легких и крови человеческого организма вызывает отравление вплоть до смертельного.
Причины повышенного содержания СО в выхлопе:
— грязный воздушный фильтр;
— неисправности системы вентиляции картера ДВС;
— некорректное соотношение воздуха и топлива в смеси, то есть – неисправности систем питания;
— другие неисправности, которые приводят к работе мотора на богатой и/или обедненной смеси.
В зависимости от экологического класса двигателя существуют и допустимые предельные нормы содержания двуокиси углерода (СО2 — угарного газа) в выхлопе, но наибольшую опасность представляют оксиды азота — NOx. Они в 10 (десять) раз более опасны, чем угарный газ.
Примечание: в выхлопе также могут содержаться: свинец, цинк, медь, кремний, кальций, фосфор, никель, марганец, железо, хром, барий… Все эти элементы входят в состав присадок автомобильных топлив и моторных масел либо являются продуктами естественного износа деталей и механизмов двигателя.
Дизельные двигатели
Подавляющее большинство углеводородных «остатков», химических и механических частиц находится также и в сгоревшей солярке (и особенно в несгоревшей), однако сюда следует добавить еще и целый «букет» других. Последние экологические требования Евро-6 вводят более чем серьезные ограничения для дизелей, и в особенности по поводу оксидов азота (NOx). Их уровень снизили (по сравнению с Евро-5) со 180 мг/км сразу до 80 мг/км, а в сравнении, например, с Евро-2 – в 100 (сто) раз!
Кроме того, выхлоп дизеля содержит огромное количество несгоревшего топлива и твердых частиц – сажи! Отсюда причина применения в дизелях систем рекуперации и дожига, а также все сложности содержания дизельного авто, его обслуживания и, наконец, дороговизна владения. В частности, все последние инженерные «ухищрения» для дизелей — системы рекуперации EGR, применение сажевых и множества других фильтров, использование мочевины и тд — как раз на это и направлены. То есть, если вы «выкорчевали с корнем» свои катализаторы и «прочие Е-Гэ-Эры», то предстоящий техосмотр вы рискуете не пройти.
Газоанализаторы
Пробоотборник, специальный зонд, вводится в выпускную трубу на глубину не менее 30 см от короткой кромки ее среза, и перед проведением замеров оператор обязан установить нулевые стартовые показания приборов. Если вам доведется «проверяться» на мобильном экологическом посту где-нибудь на трассе, то за всеми действиями инспектора нужно следить внимательно. Даже если вы в этом ничего не понимаете, то ваше внимание, как минимум, настроит проверяющего на корректную работу с вашим автомобилем. А ведь «разводят» (или пытаются «разводить») нашего брата на каждом углу.
В случае проверки автомобиля на сертифицированном автосервисе «разводов» значительно меньше, и тому есть объяснение — инспектора мобильного экопоста еще попробуй на следующий день найди, и спецы стационарных СТО всегда на месте.
С проблемами в выхлопных системах сталкиваются все автомобилисты, однако далеко не все обращают внимание на «всяческие мелкие неисправности», которые, на самом-то деле, «сигнализируют» и специалисту, и автовладельцу. А игнорирование этих сигналов рискует вылиться в весьма дорогостоящий восстановительный ремонт.
Выхлопная система автомобиля должна проверяться в комплексе с другими системами автомобиля и — параллельно — с другими диагностическими инструментами автосервиса: различными датчиками, дилерскими или универсальными сканерами и тп. По итогам этих проверок выставляются диагнозы и предлагаются методы решений.
Основными признаками неисправностей выхлопной системы являются:
— изменившийся звук выхлопа, резонансный дребезг глушителя (глушителей и/или резонаторов) при изменении оборотов двигателя;
— изменившийся цвет выхлопа, отработанные газы стали видны из выпускной трубы или из-под днища автомобиля;
— изменившийся запах выхлопных газов;
— наличие примесей из глушителя; белый, цветной или черный дым, капли масла или влаги на ладони, подставленной под выхлоп;
— повышенный расход топлива и/или моторного масла;
— затрудненный пуск и/или неустойчивая работа двигателя и тд и тп и проч…
Рекомендации автовладельцу
— следить за температурным режимом двигателя, его охлаждающей системой;
— следить за уровнем и качеством моторного масла;
— следить за исправностью выхлопной системы, систем рекуперации, каталитического нейтрализатора и других сопутствующих приборов и устройств;
— заправлять автомобиль качественным топливом на проверенных и/или брендовых АЗС;
— при проведении регламентных ТО использовать исключительно рекомендованные качественные фильтры и другие эксплуатационные материалы и жидкости.
В случае неполадок, начинающихся неисправностей и прочих, даже самых незначительных, «негараздов» — немедленно начинать задавать вопросы профессионалам.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист
Популярные тэги в статьях