Проверка содержания вредных частиц в выхлопных газах автомобиля (бензин, дизель)

Техническая справка – бензиновые моторы

На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ N 1008 от декабря 2011 года под названием «О проведении технического осмотра транспортных средств», и оно соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств — ТР ТС 018/2011». То есть, если вы, например, путешествуете по другим странам СНГ, то высока вероятность «попасть под ответственность».

В выхлопе современного авто имеются три составляющие:

— отработанные газы;

— картерные газы;

— топливные и моторные испарения.

Отработанные газы — это основной и главный источник токсических веществ любого современного двигателя; смесь газов с различными химико-физическими свойствами, аэрозоли  и остатки различных примесей и присадок из топлива и моторного масла, а также газообразные, жидкие и твердые частицы.

Бензин «по умолчанию» является канцерогеном, а повышенное содержание в выхлопе соединений СН объясняется, например, большим повышенным расходом  масла через изношенные маслосъемные и уплотнительные кольца на поршнях.  Повышенное содержание СН в выхлопе также может указывать на  неполадки в системе зажигания.

Окись углерода (СО) — неустойчивое соединение, которое легко вступает в реакцию с кислородом и дает двуокись СО2 — угарный газ. Главная его опасность в том, что он ядовит, без цвета, без вкуса и запаха, а отсутствие кислорода в легких и крови человеческого организма вызывает отравление вплоть до смертельного.

Причины повышенного содержания СО в выхлопе:

— грязный воздушный фильтр;
— неисправности системы вентиляции картера ДВС;
— некорректное соотношение воздуха и топлива в смеси, то есть – неисправности систем питания;

— другие неисправности, которые приводят к работе мотора на богатой и/или обедненной смеси.

В зависимости от экологического класса двигателя существуют и допустимые предельные нормы содержания двуокиси углерода (СО2 — угарного газа) в выхлопе, но наибольшую опасность представляют оксиды азота — NOx. Они в 10 (десять) раз более опасны, чем угарный газ. 

Примечание: в выхлопе также могут содержаться: свинец, цинк, медь, кремний, кальций, фосфор, никель, марганец, железо, хром, барий…  Все эти элементы входят в состав присадок  автомобильных топлив и  моторных масел либо являются продуктами естественного износа деталей и механизмов двигателя.

Как по цвету выхлопа определить состояние автомобиля? | Fastmb.ru | Яндекс  Дзен

Дизельные двигатели

Подавляющее большинство углеводородных «остатков», химических и механических частиц находится также и в сгоревшей солярке (и особенно в несгоревшей), однако сюда следует добавить еще и целый «букет» других. Последние экологические требования Евро-6 вводят  более чем серьезные ограничения для дизелей, и в особенности по поводу оксидов азота (NOx). Их уровень снизили (по сравнению с Евро-5) со 180 мг/км сразу до 80 мг/км, а в сравнении, например, с Евро-2 – в 100 (сто) раз!

Кроме того, выхлоп дизеля содержит огромное количество несгоревшего топлива и твердых частиц – сажи! Отсюда причина применения в дизелях систем рекуперации и дожига, а также все сложности содержания дизельного авто, его обслуживания и, наконец, дороговизна владения. В частности, все последние инженерные «ухищрения» для дизелей — системы рекуперации EGR, применение сажевых и множества других фильтров, использование мочевины и тд — как раз на это и направлены. То есть, если вы «выкорчевали с корнем» свои катализаторы и «прочие Е-Гэ-Эры», то предстоящий техосмотр вы рискуете не пройти.

Газоанализатор для автомобилей, цена — Лада мастер

Газоанализаторы

Пробоотборник, специальный зонд, вводится в выпускную трубу на глубину не менее 30 см  от короткой кромки ее среза, и перед проведением замеров оператор обязан установить нулевые стартовые показания приборов. Если вам доведется «проверяться» на мобильном  экологическом посту где-нибудь на трассе, то за всеми действиями инспектора нужно следить внимательно. Даже если вы  в этом ничего не понимаете, то ваше внимание, как минимум, настроит проверяющего на корректную работу с вашим автомобилем. А ведь «разводят» (или пытаются «разводить») нашего брата на каждом углу.

В случае проверки автомобиля на сертифицированном автосервисе «разводов» значительно меньше, и тому есть объяснение — инспектора мобильного экопоста еще попробуй на следующий день найди, и спецы стационарных СТО всегда на месте.

С проблемами в выхлопных системах сталкиваются все автомобилисты, однако далеко не все обращают внимание на «всяческие мелкие неисправности», которые, на самом-то деле, «сигнализируют» и специалисту, и автовладельцу. А игнорирование этих сигналов рискует вылиться в весьма дорогостоящий восстановительный ремонт. 

Выхлопная система автомобиля должна проверяться в комплексе с другими системами автомобиля и — параллельно — с другими диагностическими инструментами автосервиса: различными датчиками, дилерскими или универсальными сканерами и тп. По итогам этих проверок выставляются диагнозы и предлагаются методы решений.

Основными признаками неисправностей выхлопной системы являются:

— изменившийся звук выхлопа, резонансный дребезг глушителя (глушителей и/или резонаторов) при изменении оборотов двигателя;

— изменившийся цвет выхлопа, отработанные газы стали видны из выпускной трубы или из-под днища автомобиля;

— изменившийся запах выхлопных газов;

— наличие примесей из глушителя; белый, цветной или черный дым, капли масла или влаги на ладони, подставленной под выхлоп; 

— повышенный расход топлива и/или моторного масла;

— затрудненный пуск и/или неустойчивая работа двигателя и тд и тп и проч…

Значения значков на приборной панели автомобиля. — KIA Sportage, 2.0 л.,  2011 года на DRIVE2 

Рекомендации автовладельцу

— следить за температурным режимом двигателя, его охлаждающей системой;

— следить за уровнем и качеством моторного масла;

— следить за исправностью выхлопной системы,  систем рекуперации, каталитического нейтрализатора и других сопутствующих приборов и устройств;

— заправлять автомобиль качественным топливом на проверенных и/или брендовых АЗС;

— при проведении регламентных ТО использовать исключительно рекомендованные качественные фильтры и другие эксплуатационные материалы и жидкости.

В случае неполадок, начинающихся неисправностей и прочих, даже самых незначительных, «негараздов» — немедленно начинать задавать вопросы профессионалам.

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист


Популярные тэги в статьях

Контакты