Я полностью согласен с тем, что вопрос в заголовке сам по себе глупый уже «по умолчанию» — что значит «что важнее»?.. Конечно, важно и то, и другое… всё! Поэтому я начну с другого вопроса: а когда вы последний раз просили своего электрика/механика посмотреть, например, на щетки или на кольца коллектора в вашем генераторе? И вспомнить вы не сумеете, потому что никто из нас никогда этого не помнит и редко кто туда вообще заглядывает — крутит стартер утром, значит есть зарядка — и хорошо!
Все неисправности в электрооборудовании автомобиля, в том числе и генераторе, можно условно разделить на две основные группы — электрические и механические.
К электрическим неисправностям относятся — окисление контактов; обрывы проводки и КЗ (короткие замыкания) подводящих проводов, обмоток статора и ротора; поломки реле-регулятора, диодного моста, износ щёток и тп. Причем, последняя неисправность, например, (износ щеток) хоть и прекращает подачу электричества в сеть, тем не менее, является также и механической поломкой.
К механическим неисправностям относят износ и поломки креплений, износ подшипников, потерю упругости прижимных пружинок на щётках, износ обгонной муфты, перекос или износ шкива, обрыв ремня и тд.
Общих признаков, которые могут указывать на потенциальные, приближающиеся неисправности генератора — тоже несколько:
Генератор и АКБ (аккумуляторная батарея) работают в паре. Основным и главным источником питания бортовой сети автомобиля является, конечно же, генератор, а аккумулятор выступает в качестве накопителя электроэнергии и резервного источника тока, предназначен для запуска двигателя, а также для питания электрических и электронных приборов при незаведённом двигателе.
Проявляются неисправности генератора по-разному, но только опытный водитель сумеет заметить, угадать и распознать предстоящую проблему. В большинстве случаев на генератор обращают внимание тогда… когда утром вдруг, блин, не завёлся, блин, двигатель! Тогда и бегут-звонят аккумуляторщику, электрику, а далее — провода прикуривания, эвакуатор, СТО… или авторынок, чтобы купить новый АКБ.
А генератор? Да бог с ним, с генератором, когда-нибудь дойдут руки и до него.
Признаки механических неисправностей генератора
Поскольку механические неисправности случаются редко и обычно они «на виду», поэтому перечислю по их «частотности» возникновения:
Такого характера механические неисправности, как поломки креплений — они сразу видны, а остальные (износ подшипников, обгонной муфты, упругость прижимных пружинок, щётки) — опытным водителем определяются на слух и/или на ощупь, но зачастую это только догадки и предположения, а окончательный диагноз неисправности можно поставить исключительно в условиях автосервиса.
Электрические неисправности генератора
Все они, или подавляющее их большинство, перечислены в начале статьи и определяются исключительно в условиях СТО — электриком/электронщиком на специальных стендах и с применением специального инструментария — всевозможных измерительных приборов, осциллографов и тд.
…и за всем этим «хозяйством» в современном автомобиле надзирает или сам лично ЭБУ, или ассистирующие ему электронные помощники. Тут уж однозначно — к компьютерщику для проверки корректности ПО и тд.
Электрические неисправности «после генератора»
Случается еще и так, что генератор дисциплинированно отдает электричество, а до аккумуляторной батареи оно все равно не доходит. Причины могут находиться как в самой АКБ, так и «по пути» к ней.
И даже в самом аккумуляторе могут быть:
…и еще целая масса причин.
Процесс ремонта генератора
Этот процесс напрямую зависит от характера неисправности. Если это «механическая» часть, то время ремонта относительно короткое, а с «электрическими/электронными проблемами» всё может оказаться куда сложнее. Перезаряд, отсутствие его или низкий уровень напряжения в бортовой сети может быть определен только специалистом, вооруженным соответствующим инструментарием. И решаются проблемы по-разному — от коротких регулировочных операций до серьезных и дорогостоящих ремонтных работ с заменой не только отдельных частей системы (диодов/регуляторов), а иногда и целых агрегатов и устройств.
Из личного опыта
Всё, описанное выше, правильно и грамотно, однако автовладелец со стажем всегда начинает…с предохранителя. Схемы (принципиальные или, как их еще называют, монтажные) сегодня нарисованы прямо на крышках блоков предохранителей, и худо-бедно разбираться в них — не помешает.
И это не сложно!
А вот уж если и предохранители целы, и окружающие «советчики» разводят руками, тогда — прямиком на СТО!
Популярные тэги в статьях