Ремонт генератора и его обслуживание — что важнее?

Я полностью согласен с тем, что вопрос в заголовке сам по себе глупый уже «по умолчанию» — что значит «что важнее»?.. Конечно, важно и то, и другое… всё! Поэтому я начну с другого вопроса: а когда вы последний раз просили своего электрика/механика посмотреть, например, на щетки или на кольца коллектора в вашем генераторе? И вспомнить вы не сумеете, потому что никто из нас никогда этого не помнит и редко кто туда вообще заглядывает — крутит стартер утром, значит есть зарядка — и хорошо!

Все неисправности в электрооборудовании автомобиля, в том числе и генераторе, можно условно разделить на две основные группы — электрические и механические.

 

К электрическим неисправностям относятся — окисление контактов; обрывы проводки и КЗ (короткие замыкания) подводящих проводов, обмоток статора и ротора; поломки реле-регулятора, диодного моста, износ щёток и тп. Причем, последняя неисправность, например, (износ щеток) хоть и прекращает подачу электричества в сеть, тем не менее, является также и механической поломкой.

 

К механическим неисправностям относят износ и поломки креплений, износ подшипников, потерю упругости прижимных пружинок на щётках, износ обгонной муфты, перекос или износ шкива, обрыв ремня и тд.

 

Общих признаков, которые могут указывать на потенциальные, приближающиеся неисправности генератора — тоже несколько:

 

  • мигающая или постоянно горящая контрольная ламп (светодиод/пиктограмма) на приборной панели;
  • «утренние» проблемы с запуском двигателя;
  • мерцающие и/или тусклые фары в темное время суток;
  • некоторые другие признаки.

 

Генератор и АКБ (аккумуляторная батарея) работают в паре. Основным и главным источником питания бортовой сети автомобиля является, конечно же, генератор, а аккумулятор выступает в качестве накопителя электроэнергии и резервного источника тока, предназначен для запуска двигателя, а также для питания электрических и электронных приборов при незаведённом двигателе.

 

Проявляются неисправности генератора по-разному, но только опытный водитель сумеет заметить, угадать и распознать предстоящую проблему. В большинстве случаев на генератор обращают внимание тогда… когда утром вдруг, блин, не завёлся, блин, двигатель! Тогда и бегут-звонят аккумуляторщику, электрику, а далее — провода прикуривания, эвакуатор, СТО… или авторынок, чтобы купить новый АКБ.

 

А генератор? Да бог с ним, с генератором, когда-нибудь дойдут руки и до него.

 

Признаки механических неисправностей генератора

 

Поскольку механические неисправности случаются редко и обычно они «на виду», поэтому перечислю по их «частотности» возникновения:

 

  1. Первым и наиболее часто обрывается ремень генератора. Причин этому несколько — перекошенный или деформированный «от годов и столетий» шкив ремня. Это простая, сваренная из двух отштампованных половинок деталь, и ломаться тут нечему, а вот нарушение соосности или перекос на линии «кронштейн-шкив» на блоке цилиндров или «шкив-шкив» заставляют ремень работать, в прямом смысле этого слова, на износ. Если в «нормальных» технических условиях ремни генераторов ходят десятки-сотни тыс км, то на перекошенных или деформированных шкивах не выхаживают и месяца.

 

  1. Зарядка пропадает также еще и от слабо натянутого ремня. Если он провисает и проскальзывает по шкивам, тогда подшипник с ротором генератора не вращаются с должными оборотами и тока порой вообще не производят. Откуда в таком случае возьмется запас электричества в аккумуляторе? В условиях завода и на приличном автосервисе натяжение ремня генератора (как и всех других приводных ремней на двигателе) измеряют специальным инструментом. Водитель со стажем знает это по своему многолетнему опыту.

 

  1. Часто зарядка пропадает еще и потому, что начинает проскальзывать ремень по причине, когда на ремень и шкивы что-то «капает» — масло, охлаждающая или «гидроусилительная» жидкость и тд. Грязный шкив и/или ремень, на самом-то деле, — большая проблема!

 

Такого характера механические неисправности, как поломки креплений — они сразу видны, а остальные (износ подшипников, обгонной муфты, упругость прижимных пружинок, щётки) — опытным водителем определяются на слух и/или на ощупь, но зачастую это только догадки и предположения, а окончательный диагноз неисправности можно поставить исключительно в условиях автосервиса.

 

Электрические неисправности генератора

 

Все они, или подавляющее их большинство, перечислены в начале статьи и определяются исключительно в условиях СТО — электриком/электронщиком на специальных стендах и с применением специального инструментария — всевозможных измерительных приборов, осциллографов и тд.

 

  • В частности потёртые щетки (они из графита/угля и систематически изнашиваются), заменяются новыми.
  • Токосъемные кольца коллектора ходят гораздо дольше, поскольку изготавливаются из меди, а то и из стали. Последние значительно надежнее, поскольку коэффициент трения между графитом и сталью значительно ниже, чем графита по меди. Однако в любом случае при изношенных и даже просто коротких щетках, между ними и коллектором возникает дуга, которая буквально выжигает в кольцах борозды, углубления. За состоянием «токосъемных» пар нужно всегда внимательно следить.
  • Случаются выходы из строя регуляторов напряжения или диодного моста, существуют ещё такие «приспособы» в некоторых конструкциях;
  • Бывают КЗ (короткие замыкания) в намотках и ротора, и статора;
  • Со временем в процессе естественного износа, а иногда по недосмотру или в результате механических повреждений «умирают» подшипники;
  • Нарушается целостность вообще проводки.
  • Окисляются наружные и подводящие контакты.

 

…и за всем этим «хозяйством» в современном автомобиле надзирает или сам лично ЭБУ, или ассистирующие ему электронные помощники. Тут уж однозначно — к компьютерщику для проверки корректности ПО и тд.

 

Электрические неисправности «после генератора»

 

Случается еще и так, что генератор дисциплинированно отдает электричество, а до аккумуляторной батареи оно все равно не доходит. Причины могут находиться как в самой АКБ, так и «по пути» к ней.

 

И даже в самом аккумуляторе могут быть:

 

  • короткое замыкание между пластинами;
  • повреждения пластин;
  • повреждение корпуса АКБ;
  • изношенность и загрязнённость клемм и выводов;
  • истекший срок эксплуатации батареи, —

 

…и еще целая масса причин.


Процесс ремонта генератора

 

Этот процесс напрямую зависит от характера неисправности. Если это «механическая» часть, то время ремонта относительно короткое, а с «электрическими/электронными проблемами» всё может оказаться куда сложнее. Перезаряд, отсутствие его или низкий уровень напряжения в бортовой сети может быть определен только специалистом, вооруженным соответствующим инструментарием. И решаются проблемы по-разному — от коротких регулировочных операций до серьезных и дорогостоящих ремонтных работ с заменой не только отдельных частей системы (диодов/регуляторов), а иногда и целых агрегатов и устройств.

 

Из личного опыта

 

Всё, описанное выше, правильно и грамотно, однако автовладелец со стажем всегда начинает…с предохранителя. Схемы (принципиальные или, как их еще называют, монтажные) сегодня нарисованы прямо на крышках блоков предохранителей, и худо-бедно разбираться в них — не помешает.

 

И это не сложно!

 

А вот уж если и предохранители целы, и окружающие «советчики» разводят руками, тогда — прямиком на СТО!

 


Популярные тэги в статьях

Контакты