По традиции, начинаю с главного: стартер — это жизнь! А точнее стартер — это рождение, «оживление» мотора. Если сломался стартер, то и машина уже никуда не едет, и никто никуда не спешит, хотя все опаздывают. Как в любом другом электрическом агрегате/узле, поломки в стартере бывают и механические, и, естественно, электрические. Но одно дело, когда поломка случилась дискретная, неожиданная, внезапная, как это говорится «прямо посреди дороги». И другое дело, когда опытный водитель умеет угадать, предугадать, предсказать, спрогнозировать и… вообще предотвратить потенциальную поломку. Этот профессиональный приём у опытных водителей называется просто — своевременная диагностика и, главное, систематические регламентные дисциплинированные ТО.
Механические неисправности в стартере
На самом-то деле, первопричиной отказа стартерной системы обычно является как раз электрическая неисправность. Но о них позже, поскольку их там много и они «главнее».
А вот механических — не очень много, и перечислю я их в порядке — от редких к частым:
При регламентных ТО автомеханик должен проверять затяжку стягивающих винтов, крепления наконечников щеток к щеткодержателям, а сами щетки должны свободно и без заеданий «ходить» в щёткодержателях. Любой автоэлектрик обязан знать перечень работ по техническому обслуживанию стартеров, но по большому счету механизм этот (стартер) «не сильно часто ломающийся» узел, и особого внимания на него не обращают.
А — зря!
Примечание и из личного опыта
Самая большая печаль современных автосервисов заключается в том, что производители стали делать такие качественные приборы, агрегаты и устройства, что даже в Инструкциях к своим автомобилям они зачастую пишут такую фразу: «…срок службы сопоставим со сроком службы всего остального автомобиля, обслуживания и ремонта — не требует».
Многие дилерские центры и вообще прекратили ремонты и восстановительные работы по многим узлам, агрегатам, устройствам и приборам. Говорят, мол, что в их технологических картах производители так и пишут — «заменить новым устройством».
Автомеханики со стажем таких сервисменов называют «менялами», хотя ремонт того же, например, стартера и времени занимает не очень много, и по стоимости несопоставим с ценой нового стартера. Однако дилеру выгоднее выписать со склада новый стартер, чем возиться с ремонтом сломавшегося.
В этой статье я расскажу, как ремонтируют стартеры в «уважающих себя» автосервисах.
Электрические и электромеханические неисправности в стартере
Подавляющее большинство поломок в таком устройстве, как стартер, можно отнести к так называемому комбинированному типу неисправностей. Причина того, что «электричество кончилось» может лежать не только в плохом контакте, но и в банальном механическом износе сопряженной пары деталей в процессе естественной эксплуатации.
К основным неисправностям стартера относят:
Настоящий электрик-автомеханик (не «меняла») диагностику работы стартера… начинает с проверки вообще всех систем двигателя, в том числе и электрического оборудования. И если причина найдена в стартере, то его снимают и отправляют на стенд.
Работу самого стартера, целостность и отсутствие обрывов и КЗ в обмотках его якоря и статора профессиональный механик проверяет не только так называемым «специальным оборудованием» (приборами-вольтметрами, осциллографами и тдтп), а зачастую… банальной 220-вольтовой лампочкой. По крайней мере, любой уважающий себя электрик (повторюсь — не «меняла») начинает прозвоны цепей именно ею.
После полной разборки стартера, а комплектующих там раз-два и обчелся:
Между обмотками возбуждения статора цепь ОБЯЗАНА быть, но между силовыми обмотками и корпусом статора её НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. То же и с ротором — «коротыша» не должно быть между ротором и корпусом (осью якоря). Зачастую даже опытные электрики иногда «забывают» проверить отсутствие КЗ в щеткодержателе — а между положительными, отрицательными выводами и корпусом связи быть не должно. Однако деталь копеечная, в ремонте сложная и ее просто меняют.
Втягивающее реле стартера — оно и вовсе завальцовано на заводе и, мол, ремонту не подлежит, однако любой уважающий себя электрик знает, что и этот узел также вполне ремонтопригоден.
Как продлить жизнь стартеру своего автомобиля
Повторю банальность, но регламентные ТО, то есть профилактика — всегда бывает дешевле ремонта и «лечения болезней». При техническом обслуживании нужно всегда проверять состояние проводов, выводов и клемм цепей стартера. Если стартер на столе в разобранном виде, то особое внимание нужно обращать на состояние «зеркала» коллектора, а также длину и состояние щеток стартера. Поверхность кольца коллектора обязана быть гладкой и не иметь каверн и подгораний, а подгорания случаются как раз из-за коротких щёток, которые едва-едва достают до коллектора — вследствие этого возникает электрическая дуга, которая буквально выгрызает, «вываривает» (от слова «сварка») поверхность зеркала коллектора. Если подгорание нельзя проточить на станке, тогда якорь — в мусорный контейнер, поскольку класс обработки этой поверхности не может быть ниже седьмого. Что это такое, знает любой токарь.
Проверку вылета шестерни втягивающего механизма стартера (зазор между шестернёй и упорным кольцом) проверяют специальным инструментом.
И я уж не говорю о чистоте (почти операционной) на рабочем месте электрика (электронщика). Например, крышки и другие части корпуса стартера, а также его привод перед началом работ очищают от пыли и прочей «моторной» грязи. Причем некоторые детали запрещено мыть, например, в керосине, поскольку последний вымывает в приводе смазку из пористых бронзово-графитных подшипников и муфты свободного хода.
«Не стартерные» проблемы стартера
А еще так случается, что вроде как бы всё и работает, а силёнок у стартера прокрутить коленчатый вал — не хватает! И тут причину нужно искать не в стартере, а, например, в АКБ (его выводных контактах, в самом аккумуляторе), либо искать отсутствующий или плохой контакт ДВС с корпусом автомобиля (массой), либо, наконец, в самом двигателе.
Наиболее частой причиной того, что при повороте ключа зажигания коленчатый вал вращается, но медленно и неохотно, является окисление контактов или ослабление их креплений в цепи самого стартера или в его «окружении».
А также причинами могут быть:
Резюме
Любую неисправность можно (и нужно) найти, а лучше ее предугадать и предусмотреть. Ведь для этого и существуют профессионалы.
Популярные тэги в статьях