Ремонт и обслуживание стартера — признаки износа и почему так важно за ним следить

По традиции, начинаю с главного: стартер — это жизнь! А точнее стартер — это рождение, «оживление» мотора. Если сломался стартер, то и машина уже никуда не едет, и никто никуда не спешит, хотя все опаздывают. Как в любом другом электрическом агрегате/узле, поломки в стартере бывают и механические, и, естественно, электрические. Но одно дело, когда поломка случилась дискретная, неожиданная, внезапная, как это говорится «прямо посреди дороги». И другое дело, когда опытный водитель умеет угадать, предугадать, предсказать, спрогнозировать и… вообще предотвратить потенциальную поломку. Этот профессиональный приём у опытных водителей называется просто — своевременная диагностика и, главное, систематические регламентные дисциплинированные ТО.

 

Механические неисправности в стартере

На самом-то деле, первопричиной отказа стартерной системы обычно является как раз электрическая неисправность. Но о них позже, поскольку их там много и они «главнее».

 

А вот механических — не очень много, и перечислю я их в порядке — от редких к частым:

  1. Самая редкая поломка — это износ венчика маховика. На иных автомобилях она может и вообще не проявиться за всё время «жизни» автомобиля, а возникает она от «недовтягивания» шестерни стартера к шестерни маховика. В результате такого неполного зацепления стирается самый край венца. Проблема, с одной стороны, проявляется лишь раз в несколько сотен тысяч (!) километров пробега, а то и, повторюсь, вовсе не проявляется за весь срок службы авто, но если вдруг такое произойдет, то «лечение болезни» возможно только со снятием двигателя с автомобиля! И никак иначе.
  2. Ещё одна причина «не зацепления» шестерён стартера и венца маховика кроется в самом стартере: а это уже может быть как втягивающий механизм, так и муфта свободного хода. Лечение данной болезни «обходится» снятием стартера. А там всего две гайки с гроверами и шайбами на шпильках и пара-тройка проводов.
  3. Ослабление затяжки обеих крышек стартера стяжными тягами-винтами — с новым стартером такое бывает редко, а вот на отремонтированном и собранном кое-как и непонятно кем, — случается.
  4. Износ подшипников ротора происходит от грязи и прочих абразивов, которые попадают в стартер у нерадивого и неопрятного водителя. Да и вообще — грязный моторный отсек всегда и обязательно подсунет какую-нибудь проблему, да притом и не ко времени.
  5. Заедание якоря тягового реле стартера в катушке электромагнита можно отнести к комбинированной неисправности — тут налицо и электрическая, и механическая части проблемы.
  6. Случается также заедание самого привода на валу якоря — также от грязи, песка и тп.
  7. …а также целая куча всяких других «мелких неприятностей» типа ослабления буферной пружины, «недоприжим» и износ щеток, коррозионные и электромеханические каверны на коллекторе якоря, люфты передней/задней втулки (их еще называют бронзовыми подшипниками) и так далее, и тому подобное.

 

При регламентных ТО автомеханик должен проверять затяжку стягивающих винтов, крепления наконечников щеток к щеткодержателям, а сами щетки должны свободно и без заеданий «ходить» в щёткодержателях. Любой автоэлектрик обязан знать перечень работ по техническому обслуживанию стартеров, но по большому счету механизм этот (стартер) «не сильно часто ломающийся» узел, и особого внимания на него не обращают.

 

А — зря!

 

Примечание и из личного опыта

 

Самая большая печаль современных автосервисов заключается в том, что производители стали делать такие качественные приборы, агрегаты и устройства, что даже в Инструкциях к своим автомобилям они зачастую пишут такую фразу: «…срок службы сопоставим со сроком службы всего остального автомобиля, обслуживания и ремонта — не требует».

 

Многие дилерские центры и вообще прекратили ремонты и восстановительные работы по многим узлам, агрегатам, устройствам и приборам. Говорят, мол, что в их технологических картах производители так и пишут — «заменить новым устройством».

 

Автомеханики со стажем таких сервисменов называют «менялами», хотя ремонт того же, например, стартера и времени занимает не очень много, и по стоимости несопоставим с ценой нового стартера. Однако дилеру выгоднее выписать со склада новый стартер, чем возиться с ремонтом сломавшегося.

 

В этой статье я расскажу, как ремонтируют стартеры в «уважающих себя» автосервисах.

 

Электрические и электромеханические неисправности в стартере

 

Подавляющее большинство поломок в таком устройстве, как стартер, можно отнести к так называемому комбинированному типу неисправностей. Причина того, что «электричество кончилось» может лежать не только в плохом контакте, но и в банальном механическом износе сопряженной пары деталей в процессе естественной эксплуатации.

 

К основным неисправностям стартера относят:

 

  • подгорание контактов включения стартера (например, даже в контактной группе замка зажигания);
  • подгорание и окисление контактов в тяговых реле;
  • загрязнение и последующее обгорание колец коллектора;
  • естественный износ и зависание «коротких» щеток, не достающих до колец якоря;
  • пробуксовка (естественный износ) или наоборот заклинивание муфты свободного хода (говорят «бендикс накрылся);
  • обрыв или короткое замыкание (КЗ, коротыш) обмоток якоря или крышки (статора) стартера;
  • выгорание и потеря контакта изоляционных шайб, а также пластин щеткодержателя. Причем здесь имеются четыре щетки, то есть две пары изолированных друг от друга и от корпуса щеток разных полюсов, а на статоре стартера имеются свои собственные 2 (две) щетки;
  • КЗ или обрыв обмоток тягового реле и масса других «электрических» и «механических» причин.

 

Настоящий электрик-автомеханик (не «меняла») диагностику работы стартера… начинает с проверки вообще всех систем двигателя, в том числе и электрического оборудования. И если причина найдена в стартере, то его снимают и отправляют на стенд.

 

Работу самого стартера, целостность и отсутствие обрывов и КЗ в обмотках его якоря и статора профессиональный механик проверяет не только так называемым «специальным оборудованием» (приборами-вольтметрами, осциллографами и тдтп), а зачастую… банальной 220-вольтовой лампочкой. По крайней мере, любой уважающий себя электрик (повторюсь — не «меняла») начинает прозвоны цепей именно ею.

 

После полной разборки стартера, а комплектующих там раз-два и обчелся:

  • статор (в корпусе с выводами),
  • ротор/якорь,
  • стягивающие их винты,
  • передняя крышка с втягивающим механизмом и механизмом зацепления,
  • задняя крышка,
  • щеткодержатель — отдельная деталь.

 

Между обмотками возбуждения статора цепь ОБЯЗАНА быть, но между силовыми обмотками и корпусом статора её НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. То же и с ротором — «коротыша»   не должно быть между ротором и корпусом (осью якоря). Зачастую даже опытные электрики иногда «забывают» проверить отсутствие КЗ в щеткодержателе — а между положительными, отрицательными выводами и корпусом связи быть не должно. Однако деталь копеечная, в ремонте сложная и ее просто меняют.                     

 

Втягивающее реле стартера — оно и вовсе завальцовано на заводе и, мол, ремонту не подлежит, однако любой уважающий себя электрик знает, что и этот узел также вполне ремонтопригоден.

 

Как продлить жизнь стартеру своего автомобиля

 

Повторю банальность, но регламентные ТО, то есть профилактика — всегда бывает дешевле ремонта и «лечения болезней». При техническом обслуживании нужно всегда проверять состояние проводов, выводов и клемм цепей стартера. Если стартер на столе в разобранном виде, то особое внимание нужно обращать на состояние «зеркала» коллектора, а также длину и состояние щеток стартера. Поверхность кольца коллектора обязана быть гладкой и не иметь каверн и подгораний, а подгорания случаются как раз из-за коротких щёток, которые едва-едва достают до коллектора — вследствие этого возникает электрическая дуга, которая буквально выгрызает, «вываривает» (от слова «сварка») поверхность зеркала коллектора. Если подгорание нельзя проточить на станке, тогда якорь — в мусорный контейнер, поскольку класс обработки этой поверхности не может быть ниже седьмого. Что это такое, знает любой токарь.

 

Проверку вылета шестерни втягивающего механизма стартера (зазор между шестернёй и упорным кольцом) проверяют специальным инструментом.

 

И я уж не говорю о чистоте (почти операционной) на рабочем месте электрика (электронщика). Например, крышки и другие части корпуса стартера, а также его привод перед началом работ очищают от пыли и прочей «моторной» грязи. Причем некоторые детали запрещено мыть, например, в керосине, поскольку последний вымывает в приводе смазку из пористых бронзово-графитных подшипников и муфты свободного хода.

 

«Не стартерные» проблемы стартера

 

А еще так случается, что вроде как бы всё и работает, а силёнок у стартера прокрутить коленчатый вал — не хватает! И тут причину нужно искать не в стартере, а, например, в АКБ (его выводных контактах, в самом аккумуляторе), либо искать отсутствующий или плохой контакт ДВС с корпусом автомобиля (массой), либо, наконец, в самом двигателе.

 

Наиболее частой причиной того, что при повороте ключа зажигания коленчатый вал вращается, но медленно и неохотно, является окисление контактов или ослабление их креплений в цепи самого стартера или в его «окружении».

 

А также причинами могут быть:

 

  • недозарядка аккумуляторной батареи, и это уже проблема либо самого АКБ, либо генератора;
  • пробуксовка муфты свободного хода — тот самый «бендикс»;
  • если стартера крутит, а маховик неподвижен, значит что-то с поводковым кольцом муфты или с буферной пружиной, выпадение оси или рычага муфты и тп;
  • необычные шумы и звуки при включении стартера могут говорить о неисправностях самого разного характера. Например, банально ослабли крепления стартера к кожуху маховика (автомеханики и такое встречали);
  • а сильный и необычный шум (почти звон) после включения двигателя может говорить о том, что стартер не вышел из зацепления с маховиком. Нужно срочно заглушить мотор, иначе стартер просто «пойдёт в разнос» из-за высоких оборотов.

 

Резюме

 

Любую неисправность можно (и нужно) найти, а лучше ее предугадать и предусмотреть. Ведь для этого и существуют профессионалы.

 


Популярные тэги в статьях

Контакты