Ремонт и профилактика поломок рулевой рейки
Рулевая рейка, а правильнее говорить — реечный рулевой механизм, — своего рода редуктор, который переводит угловое вращение рулевого вала (от рулевого колеса) в горизонтальное возвратно-поступательное перемещение рулевых тяг, которые задают углы поворота управляемых колес автомобиля. В подавляющем большинстве современных автомобилей устанавливается именно этот вид рулевого механизма.
Сегодня практикуются три их вида:
При этом принцип работы у них одинаковый, хотя конструктивно механизмы различаются, как и различаются типы неисправностей и способы их устранения.
Электрический усилитель может быть интегрированным в рейку или находиться непосредственно на рулевом валу. Принцип работы гидроусилителя, понятно, заключается в передаче усилий водителя при помощи специальной жидкости.
Переменные передаточные числа в самом реечном механизме на высоких скоростях создают эффект «тяжелого нуля», а на пешеходных скоростях (в режиме парковки), когда мы выворачиваем руль до его крайних положений, передаточное число ниже, и рулевое колесо поворачивается достаточно легко.
Устройство и неисправности реечного механизма
Схематично его устройство и характер неисправностей выглядят так:
Примечание: и сам рулевой реечный механизм, и его отдельные детали, в том числе и усилительные механизмы (при должном внимательном уходе), и, наконец, шарнирные соединения рулевых тяг обычно «ходят» долго. А вот рулевой наконечник, который через поворотную цапфу (или поворотный кулак) передаёт усилие непосредственно на колесо, — материал расходный; наконечники меняются довольно часто. Причем крайний правый наконечник, как правило, изнашивается интенсивнее, поскольку чаще и больше «ездит» по обочинам.
Из личного опыта
Механизмы и соединения в рулевой рейке выходят из строя по разным причинам; на них влияют:
Самой распространенной ошибкой начинающих автовладельцев является следующая. Резиновые кожухи (гофры), прикрывающие и защищающие движущиеся части рейки от внешних воздействий фиксируют, например, после ремонта не штатными металлическими хомутами, а рыночными пластиковыми затяжками, которые быстро «сохнут», растягиваются, трескаются и отламываются — и герметичность механизма, в конце концов, нарушается. А дальнейший износ усиливается в той самой геометрической прогрессии.
Как понять, что стучит именно рулевая рейка, а не рулевая тяга или наконечник? На «просто рулевой рейке» сделать это относительно легко. Например, если имеется люфт по горизонтали «налево-направо», то очень вероятно, что это тяга, а если «конструкция» люфтит «вверх-вниз», то очень вероятно, что рейка. Неисправностей в механизме с усилением (электо- или гидро-) может оказаться целый список, и без специального инструментария, а главное — знаний, тут обойтись никак!
Больше того, автомеханик, диагностируя подвеску и рулевое управление, НИКОГДА не ищет неисправность конкретно в рулевой рейке, а делает это в комплексе и последовательно — от рулевого колеса к наконечникам. А чаще — наоборот — от рулевых наконечников (самая вероятная причина стуков, люфтов и тд) и далее по элементам рулевой трапеции к рулевым исполнительным механизмам, включая вал и состояние подшипников даже на рулевом колесе.
Стуки при поворотах рулевого колеса могут указывать на проблемы не только в системе РУ автомобиля, но и:
Электроусилитель рулевого управления
Механизм этот конструктивно достаточно прост и особого внимания при обслуживании не требует. Зачастую производители даже специально указывают, например, что «…не предусмотрена дополнительная смазка зубчатой передачи, и сама передача рассчитана на весь срок службы эксплуатации автомобиля». Однако производители тут лукавят или, как это принято сейчас говорить, — используют маркетинговый ход. Поэтому за механизмом нужно следить!
Зачастую случается дискретная поломка — вот усилитель работал, а вот уже и не работает, «электричество кончилось». Окисляются контакты и разъемы, в иных сложных конструкциях выходят из строя датчики вращения рулевого вала, выходит из строя сам электромотор. Тут однозначно — на станцию технического обслуживания, а если автомобиль совсем не рулится и не управляется, значит — эвакуатором.
Реечное управлении с гидроусилителем
Первый и главный признак неисправности ГУР — это утечка жидкости, а также:
Электрогидравлическая рулевая рейка
Логическим и вполне закономерным продолжением конструкторской мысли является рулевой механизм с электрогидравлическим усилением. В этой гибридной схеме ГУР (гидроусилителя рулевого управления) насос имеет привод не ремнём от двигателя, а автономно — от отдельного электромотора. Применив подобное компоновочное решение, инженеры избавились от недостатков малоинформативной обратной связи, а электроника сама решает, что чем выше скорость автомобиля, тем меньшее давление должен создавать электродвигатель.
Если оставить в стороне вопросы комфорта и безопасности, на которых акцентируют внимание конструкторы и журналисты тест-пилоты, испытывая «ощущение жесткости нуля», управляемость, надежность руления в разных режимах и на разных скоростях и тд, а остановиться на надежности и ремонтопригодности, то естественно — надежность и безопасность тут значительно выше. Но и внимания к себе такая конструкция потребует гораздо большего. Вот почему я постоянно утверждаю — доверяйтесь профессиональным сервисменам, соблюдайте регламенты ТО, и ваш автомобиль будет вам исправно, беспроблемно и долго служить.
Симптомы и признаки неисправностей рулевого
Наиболее часто задаваемые вопросы
Как проверяют рулевую рейку на СТО в снятом состоянии?
Вначале проверяют шток рейки:
Каков ресурс рулевой рейки?
Фактически все современные производители срок службы заявляют в пределах 200-250 тыс. км, однако на практике этот пробег следует иногда укорачивать чуть ли не вдвое, и это зависит:
Как избежать поломок и продлить жизнь рулевой рейки?
Все механизмы и агрегаты со временем изнашиваются, полагается вовремя их обслуживать и согласно регламентам производителя, периодически требуются замены изношенных частей и компонентов.
Из личного опыта
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист,
специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».
Популярные тэги в статьях