Ремонт турбин Land Cruiser 200, чистка впускного коллектора, чистка клапанов ЕГР, замена топливного фильтра

Как обычно, начну с главного — этот автомобиль не просто сложен, а архисложен, поскольку до появления «трёхсотого» Toyota Land Cruiser 200 долгие годы был флагманом модельного ряда японской компании. В свое время «со старта» он получил модернизированный двигатель 2UZ-FE от «сотки» с уже существовавшей тогда системой VVT-i, а также новый (и тоже V- образный) 8-цилиндровый дизель с индексом 1VD-FTV. К нам, в Россию поставлялись машины именно с этими моторами, хотя для других рынков существовали ещё 4,0-литровый 1GR-FE и 5,7-литровый 3UR-FE. После рестайлинга модели мотор 2UZ-FE был заменён на 4,6-литровый с индексом 1UR-FE, в том числе и для рынка России. И все эти пять моторов хорошо известны нашим мотористам и электронщикам.

 

Не буду повторяться, но своевременные регламентные ТО довольно критичны в отношении таких автомобилей, которые — нет, не капризны, но крайне требовательны и к качеству топлива, и к качеству моторных масел, и к срокам/регламентам технического обслуживания. Однако в цеха к нынешним мотористам уже начинают приходить моторы, которые прошли не 100-200-300 тысяч км пробега, а куда больше. Турбины, впускные коллекторы, механизмы и системы (в том числе, и система EGR) в таких машинах порой находятся в ужасном состоянии. И не потому, что владелец плохо следил за машиной (за такими автомобилями как раз присматривают очень внимательно), а потому что — сроки и года!

 

Все агрегаты и механизмы банально изнашиваются в процессе естественной эксплуатации — системы турбонаддува и рекуперации, а также все сопутствующие им механизмы, системы и узлы — турбины, подшипники, клапаны, патрубки, сочленения и тд.

 

Ремонт турбин LC 200

 

Наиболее типичными неисправностями турбокомпрессоров являются следующие:

 

  1. На валах роторов обоих компрессоров ВСЕГДА обнаруживаются люфты, а при разборке — следы абразивного износа и самих валов, и подшипников крыльчаток.
  2. На крыльчатках «горячих улиток» ВСЕГДА имеются следы механических повреждений лопаток твердыми частицами сажи (остатками несгоревшего масла и топлива).
  3. Зачастую, но гораздо реже, имеются абразивные повреждения лопаток компрессорного колеса второго, «холодного», сегмента турбокомпрессора, что может указывать на несвоевременные замены воздушных фильтров.
  4. Еще одна закономерность, специалистам не совсем понятная, — чаще выходит из строя левая турбина мотора, реже — правая.
  5. Ошибки в диагностическом компьютере могут быть самыми разными, и код каждой ошибки следует расшифровать, изучить, выявить причину и устранить ее.
  6. На автомобилях первых поколений электронные блоки управления турбинами производитель закреплял не в моторном отсеке, а… под правым крылом и, причем, подкрылков тогда еще не существовало в помине. То есть, вода, грязь и прочий дорожный пескоструй в буквальном смысле этого слова «обстреливали» данные электронные устройства. Почему же в головном ЭБУ было не появляться ошибкам? Позже производитель в условиях завода стал устанавливать штатные подкрылки, но сильно это ситуацию не улучшило — мотористы и электрики и в новых машинах находили (и находят) в этих электронных блоках и сырость, и грязь, и КЗ, и обрывы.
  7. Также довольно «ходовая» неисправность — заедание привода изменения геометрии турбины. Если накипи и грязи в приводе достаточно много, то он буквально «зависает» в одном положении. Электронный мозг автомобиля просто «сходит с ума». Эти актуаторы и сервоприводы иногда можно, конечно, и просто почистить, но чаще приходится делать полную замену всего узла.

 

Сам производитель и его дилеры утверждают, что замена оригинального турбокомпрессора «неким аналогом» — невозможна. Однако это не более чем маркетинг, поскольку турбины делает как раз не Тойота, а закупает их у сторонних поставщиков, и профессиональному специалисту подобрать замену не составляет труда. Просто нужно знать, к кому обратиться.

 

Официальные дилеры также утверждают, что ремонт турбин (особенно левой) требует однозначного снятия двигателя, но российская смекалка позволяет ЭТОГО не делать, ведь дилер считает и калькулирует нормо-часы, и ему выгодно «нарисовать» как можно больше этих самых человеко-часов и больше денег взять с клиента.

 

Турбокомпрессоры у Toyota Land Cruiser 200 выходят из строя по разным причинам, но подавляющее большинство неисправностей турбин, и особенно в его «горячих секторах», механики связывают с тем, что водители не «очень жалуют» систему EGR. Они ее не чистят, не следят за фильтрами и вообще за ее состоянием, а ведь турбину раскручивают именно выхлопные газы. Нерадивые автовладельцы (или идущие на поводу у своей скаредности) предпочитают периодически менять картриджи турбокомпрессоров, и никак не занимаются системой рекуперации.

 

А ведь ее следует, помимо прочего банально… чистить! Да, чистить деревянными палочками и специальными моющими составами.

 

ТО, чистка и ремонт EGR

 

Из-за низкого качества топлива, а также «левого» моторного масла — при рециркуляции происходит попадание несгоревших частиц (масла, солярки или бензина) во впускную систему. Отсюда гораздо более интенсивный износ «горячей половины» компрессора, а также, в самом двигателе — поршневых колец, клапанов, и прочих «закостеневших» сопряженных пар и узлов.

 

Масляный нагар (мотористы называют его «салом») оседает везде:

 

  • во впускных коллекторах,
  • на дроссельных заслонках,
  • в «сёдлах», на «тарелках» и на штоках клапанов,
  • на датчиках, актуаторах и контроллерах,
  • на всех других механических узлах соединениях, в том числе, самих турбокомпрессоров и на клапане EGR.

 

Как результат — нестабильная работа двигателя в разных режимах, потеря мощности, перерасход топлива; а «судороги мотора», соответственно, передаются «по цепи» — в КПП, трансмиссию, в приводы и тд.

 

Причины — банальны:

 

  1. Некачественные эксплуатационные и расходные материалы — моторные масла, фильтры и тд;
  2. Некачественное и несвоевременное обслуживание систем ДВС, в том числе и турбокомпрессоров, и самой системы ЕГР;
  3. Нарушение регламентов и сроков ТО;
  4. Нещадный режим эксплуатации авто и самого двигателя… кто жалеет такого монстра, как «неубиваемый» Toyota Land Cruiser 200?...

 

Симптомы критических загрязнений и дросселя, и магистрали, а также самого клапана EGR, очевидны: двигатель сбоит, педаль газа «заторможена», короче — автомобиль не едет.

 

В некоторых спецификациях клапан EGR оснащен, например, датчиком положения, тогда рециркуляция производится только на определенных оборотах. Датчик массового расхода воздуха (лямбда-зонд), ЭБУ двигателя — все системы двигателя и компоненты системы EGR рассчитывают на взаимную корректную работу, а этой корректности и слаженности — нет!

 

Система EGR засоряется довольно быстро даже при использовании качественных ГСМ и требует особого внимания. Главная задача системы — снижать выбросы оксидов азота, а в процессе работы образуется сажа, именно ею и засоряются элементы самого клапана.

 

Когда и чем чистить?

 

Чистку клапана EGR следует производить один раз в 20 тыс км, а точнее вам могут сказать только на автосервисе; ведь не все Инструкции и Наставления «умеют» предвидеть условия эксплуатации вашего автомобиля и вашего двигателя.

 

Отключить EGR?

 

Да, такую услугу оказывают не сертифицированные автосервисы в так называемой «зоне доступности», но услуга эта, на самом-то деле — медвежья. Подобные «сервисмены» пообещают вам не только заглушить систему EGR, очистить впускной коллектор и клапан от сажи, изготовить и установить заглушки всех каналов, но и ПРОПИСАТЬ программно отключение EGR «по заводской технологии», взятой из заводских же прошивок Toyota Motors для автомобилей, например, предназначенных для арабского рынка. И в этих автомобилях действительно ЕГР отсутствует в заводской спецификации.

 

Неисправность клапана EGR сопровождается следующими «потерями»:

 

  • теряется и падает мощность двигателя;
  • растет расход топлива;
  • двигатель «колбасит» и тд.

 

Если заклинивает клапан EGR, то подача выхлопных газов в систему впуска не останавливается, рециркуляция выхлопа растёт, а впрыск «свежего» топлива не происходит или производится с нарушениями — происходит тот самый «рак мозгов» головного компьютера автомобиля.

 

Резюме

 

Если подвести итог всему вышесказанному, то рекомендую — ремонт турбин Land Cruiser 200, чистку впускного коллектора, чистку клапанов EGR, а также своевременную замену топливных фильтров, то есть, все регламентные процедуры по ТО производить исключительно на профильном сервисе — у профессионалов!

 

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист,

специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».


Популярные тэги в статьях

Контакты