По традиции, начинаю с главного — за турбиной нужно следить! И — очень внимательно. Современные производители для наддува применяют сегодня две основные схемы — «просто наддув» и турбокомпрессор (турбонагнетатель). В обоих случаях давление создает крыльчатка, которая однако «раскручивается» по-разному. В первом случае потоком выхлопных газов самого двигателя, во втором — принудительно, компрессором/нагнетателем. На крыльчатку (а точнее сказать — на турбину) воздействуют самые разные силы и, главное, — температуры.
Методы и способы ремонта турбины «просто наддува» или компрессорного, а также дизельного или бензинового мотора ничем не различаются. А сам процесс происходит в несколько этапов:
Причины поломок и выхода из строя
Помимо безграмотной эксплуатации и недисциплинированного обслуживания, компоненты турбонаддува все равно и в любом случае подвергаются естественному износу в процессе работы. Однако знание некоторых процессов помогает турбине прослужить и полтора, и порой даже два срока, отведенные ей проектировщиками.
Каверны и выщербины на крыльчатках будут всегда, поскольку песок и даже мелкая пыль в воздухе являются сильнейшими абразивами. То есть работа двигателя в условиях загрязненности атмосферы (грязного воздуха той же Москвы, например) значительно сокращает срок службы и крыльчаток, и всего узла.
Опорные подшипники, стопорные кольца, втулки и сами валы критично изнашиваются в условиях масляного голодания. Отсутствие смазки на рабочих поверхностях сопряженных деталей — прямой их путь в мусорный бак или на дальнейшую переплавку/переработку.
Значительный или неравномерный износ шеек вала и подшипников качения указывает на подгоревшее и/или грязное масло — а это уже следствие несоблюдения регламентов ТО.
Также много причин неграмотной эксплуатации турбонаддува самим водителем, но главная из них — несоблюдение так называемых «температурных правил». Нельзя допускать перегрева самого двигателя, а также резкого его выключения после нагрузки — на многих современных турбированных моторах имеется даже специальная «защита от дурака», турботаймер. Если после интенсивного режима заглушить мотор, то в турбокомпрессоре останавливается смазка и пригорает на роторе. Именно поэтому нельзя глушить двигатель, а дать ему поработать еще 3-4 минуты, чтобы выровнялся температурный баланс — остыли особо нагревшиеся детали.
Правила выбраковки и дефектовки деталей
Если износы подшипников и вала турбины находятся в пределах допустимых значений, то вал, например, поступает на специальный шлифовальный станок и шлифуется под ремонтный размер. Там же, в токарном цехе производится его балансировка на специальном стенде. По ее окончании в нужных местах вала наносятся специальные балансировочные метки, и после сборки агрегат поступает на так называемое «холодное» тестирование. Здесь турбину раскручивают до 5-6 тыс об/мин. Если все параметры соответствуют заводским, прикручиваются завихрители, «улитки», и турбина устанавливается на автомобиль.
Если турбина гонит масло
Причин «масложора» и «маслогона» несколько, и знание внутренних механизмов также помогает продлить срок службы турбонаддува.
Наиболее уязвимый компонент любого турбокомпрессора — подшипники и ротор, поскольку обе крыльчатки соединены одним валом.
Сами крыльчатки всегда «работают» в критических режимах, скорость лопастей может достигать 600 м/сек и выше. В таких режимах, повторюсь, даже пыль воздуха является сильнейшим механическим абразивом, не говоря о частицах крупнее песчинки.
Мельчайшие частички несгоревшего масла из картера (сажа) или, что хуже, частичка покрупнее (окалина) могут фатально повредить крыльчатку. Ведь не зря к материалу крыльчатки предъявляются такие высокие технологические требования, он должен выдерживать температуры до 9 тысяч градусов и выше.
Крыльчатка крепится на валу специальной гайкой через целый набор спецшайб, одна из которых призвана удерживать масло в компрессоре. Вал изготавливается из легированной стали и сваривается с крыльчаткой «методом трения» (специальный термин в металловедении).
Последние несколько абзацев этой статьи я написал специально для того, чтобы у читателя даже не возникло желания попытаться ремонтировать турбину своими силами или в условиях «малобюджетной» СТО
Доверяйтесь исключительно профессионалам.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист,
специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».
Популярные тэги в статьях