Системы ABS — на что обращать внимание и как обслуживать

Для чего она нужна, и как ее отключить. И нужно ли отключать? Как обслуживать и на что обращать внимание.

История вопроса

Аббревиатура ABS расшифровывается точно также как и аббревиатура АБС по-русски — антиблокировочная система. Она интегрирована в тормозную систему с единственной целью — предотвращения блокировки колес в момент торможения. Когда какое-то из колес блокируется, система дает команду ослабить давление в конкретном контуре магистрали, и колесо продолжит катиться. Процесс блокирования-разблокирования КАЖДОГО из колес осуществляется по команде управляющего блока, и для каждого автомобиля «темпы срабатывания» разные. Количество этих срабатываний может достигать более 200 раз в минуту, то есть, до 3-4-5 раз в секунду. В момент, когда срабатывает антиблокировочная система тормозов, слышны характерные вибрирующие звуки (это работают клапаны, сбрасывающие давление тормозной жидкости в контурах магистрали), и отчетливо дрожит под ногой тормозная педаль.

Для справки: система АБС является одним из главных компонентов активной безопасности автомобиля. И я напомню, что пассивная безопасность отвечает за сохранность пассажиров в момент ДТП (сминаемые зоны кузова, ремни и подушки и тп), а активная — за то, чтобы этого ДТП не случилось вовсе (рулевое управление, головное освещение, тормоза и так далее).

Также повторюсь, поскольку ЭТО ВАЖНО: система АБС была придумана и внедрена для того, чтобы сохранить управляемость автомобиля в момент торможения, ведь сегодня производители рассматривают водителя — как рядового потребителя бытового прибора. Сегодня от человека за рулем не требуется проявлять умения по импульсному или прерывистому торможению, которому когда-то специально обучали в автошколах. А самой главной ошибкой технически несведущих «спецов» является твердая убежденность в том, что АБС предназначена для УМЕНЬШЕНИЯ тормозного пути. Это в корне неверно — система АБС как раз УДЛИНЯЕТ тормозной путь, но она позволяет водителю продолжать контролировать автомобиль во время даже экстренного аварийного торможения, дает возможность водителю маневрировать рулевым колесом, а не ждать беспомощно исхода при нажатой в пол педали тормоза. Другими словами — управлению автомобилем с системой АБС нужно учиться.

ABS:Антиблокировочная система тормозов - SP-Moto - мотоциклы, мотоспорт,  мотосервис, мотоакадемия

Из личного опыта

В скобках замечу, что профессиональному водителю с большим стажем система АБС как раз… мешает. И я знаю таких водителей, которые жалуются на слишком ранние или излишне навязчивые срабатывания ABS и намеренно ее отключают. Подавляющее большинство современных автовладельцев не являются — ни профессиональными водителями, ни автомобильными спортсменами. А спортсмены, к слову, умеют тормозить и левой ногой, и выжимать одновременно все три педали — сцепления, тормоза и газа, и тд… Нынешние владельцы автомобилей, повторюсь еще раз, — потребители бытовой техники; на них и рассчитана система АБС. Лично для себя безопасным алгоритмом остановки автомобиля я, например, считаю такое усилие на педали тормоза, когда автомобиль останавливается, но АБС так и не начала своей работы.

Конструкция и неисправности

Система ABS состоит из таких компонентов:

— электронного блока управления системой;

— гидравлического блока и распределителя контуров рабочей тормозной системы;

— датчиков числа оборотов колеса (ступицы), они так и называются – датчики АБС;

— колесных тормозных механизмов и других исполнительных компонентов, которые могут быть связаны с системой ESP и другими.

 Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы

Если в системе случается механическая неисправность, программный сбой или какая-то иная нештатная ситуация, то ABS — просто выключается. Тормозная система при этом продолжает работать, но уже без помощи ABS. О своем выключении система сигнализирует водителю аварийной лампочкой или пиктограммой на панели приборов. Напомню также, что зеленые светодиоды и пиктограммы на приборке являются информационными, желтые и оранжевые — предупреждающими, а красные говорят — «стоп машина», дальнейшее движение запрещено. Поэтому ошибкой является паника водителя по каждому случаю загорания значка системы АБС. После перезапуска двигателя, а иногда и без него, лампочка гаснет. Специально на автосервис по этому поводу обращаться не нужно, но если подобное начинает случаться часто и навязчиво, тогда при очередном посещении СТО на это следует обратить внимание вашего автомеханика.

В зависимости от типа и конфигурации ABS, от года выпуска автомобиля, от модели, а порой даже и от ее модификации, существует несколько приемов поиска неисправности и/или диагностики. Обычно начинают с наиболее простых и не самых затратных.

  1. Для начала проводим ревизию блока предохранителей или целенаправленно ищем сгоревший предохранитель системы АБС;
  2. На подъемнике нужно проверить наличие или отсутствие люфтов в ступичных подшипниках (и, кстати, делать это следует ВСЕГДА при регламентных ТО);
  3.  Необходимо периодически проверять чистоту оптических элементов датчиков АБС, иногда система выдает ошибку как раз по этой причине; однако это также епархия специалистов СТО;
  4. Наконец, следует провести полноценную диагностику АБС и рабочей тормозной системы на специальном динамометрическом или тормозном стенде.

Опыт также показывает, что неисправности случаются из-за обрыва (или надрыва) электрических разъемов, обрыва проводников или по причине нарушения  соединения датчиков или других элементов системы с массой и так далее. Всё это также в ведении специалистов автосервиса.

Хочу особо подчеркнуть, что система АБС, а также в более широком смысле — вообще тормозная система автомобиля, являются «головными элементами авангарда» активной системы безопасности, и в данном случае — лучше перестраховаться, если что-то где-то как-то непонятно или смущает.  Тут же — к профильному специалисту!

 

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,


Популярные тэги в статьях

Контакты