История вопроса
В автомобилях старых конструкций с прямозубым и косозубым типами шестерен применялся (и сейчас иногда применяется) так называемый нигрол — фактически базовое масло нефтепереработки. С изобретением гипоидной передачи появились так называемые масла гипоидные, которые уже содержат в себе специальные присадки — противоизносные, противозадирные и многие другие, количеством свыше десятка.
Коробка перемены передач (КПП) является наиболее дорогостоящим и сложным в обслуживании узлом автомобиля (после двигателя, разумеется), поэтому игнорировать требования и рекомендации производителя вашего автомобиля или КПП (хоть механики, хоть автомата) — нельзя. Однако существуют некоторые водительские хитрости и наблюдения профессиональных механиков, которые помогут продлить жизнь вашего автомобиля.
Самая большая печаль заключается в том, что производители современных автомобилей уверяют своих покупателей в том, что, мол, многие механические и автоматические КПП являются необслуживаемыми и неразборными агрегатами. Это — неправда. Современный автопром подразумевает жизненный цикл автомобиля сроком в 6-7 лет, и в этот период, как правило, лезть в механику или АКПП смысла действительно нет, однако зачастую мы ездим на автомобилях, которым «от рождения» и 8, и 9, а то и больше лет. И тут «убить» коробку передач, ведущий мост или любой другой редуктор – аж легко!
Продлить период бесперебойной и безаварийной работы вашей механики поможет, в том числе, и применение качественного трансмиссионного масла, видов и типов которого — целый список.
Состав и типы трансмиссионных масел
Единая международная классификация этих эксплуатационных материалов была разработана в Американском институте нефти — American Petroleum Institute, — отсюда и аббревиатура API. Включает в себя 6 (шесть) групп трансмиссионных масел.
Базовые I, II и III группы относятся к минеральным, поскольку являются продуктами очистки мазута, а масла, которые были получены методом так называемого органического синтеза, уже являются синтетическими. Это масла с IV по VI группу. Существует также полусинтетика, которая получается из смеси минеральной основы, некоторых синтетических компонентов и различных присадок.
Минеральные масла дешевле, однако их эксплуатационный срок значительно короче и, главное, — они, например, непригодны для МКПП с синхронизаторами, которыми комплектуются сегодня подавляющее большинство современных авто. И это — одна из главных ошибок автовладельцев, которые пытаются сэкономить — "налить подешевше".
К современным трансмиссионным маслам предъявляется целый список технических и эксплуатационных требований, поэтому они содержат в себе многокомпонентный комплекс различных присадок:
— противоизносные, которые должны образовывать устойчивую защитную пленку и предотвращать или облегчать естественный механический износ сопряженных пар трения;
— антифрикционные;
— противозадирные должны препятствовать появлению борозд и глубоких царапин;
— противопенные;
— антиокислительные и многие другие, которые должны способствовать «продлению жизни» и вашего масла, и вашего агрегата.
Как правильно выбрать масло?
На самом деле ответ (якобы) лежит на поверхности и очевиден — придерживайтесь требований, которые выдвигает вам производитель автомобиля (или агрегата). Однако аналогов и заменителей оригинальных эксплуатационных жидкостей и материалов сегодня такое разнообразие, что даже опытный автомобилист может растеряться.
Но разбираться в этом вопросе нужно!
Пример 1.
Маркировка масла, например, API GL-5 (MIL-PRF-2105E) указывает на то, что данное трансмиссионное масло входит в 5-ю группу и предназначается для гипоидных передач в ведущих мостах грузовых автомобилей и внедорожников, которые работают в тяжелых условиях эксплуатации. Оно имеет увеличенные межсервисные пробеги и/или интервалы, отличается термической стабильностью, а в его составе присадок противозадирных и противоизносных более 6.5%.
Пример 2.
Маркировка трансмиссионного масла SAE 75W-90 показывает, что оно относится к типу всесезонных для работы от −40 °С до +35 °С, и его вязкость при естественном нагреве в КПП остается в пределах 13,5–18,5 мм2/с.
Трансмиссионные жидкости в автоматических КПП
Как известно, к автоматическим коробкам передач обычно относят и традиционные гидротрансформаторы (ГМП), и роботы, и вариаторы. Однако только первые из них считаются «настоящими автоматами», а вторые два – это вариации механики с электронным управлением и актуаторами приводов.
В традиционной ГМП (гидромеханической передаче) масло занимается не только смазкой и охлаждением нагруженных сопряженных пар и узлов, но и передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, то есть — управляет потоком мощности. Эти масла носят общее название — ATF.
Нужно ли менять ATF в АКПП? Однозначно! Даже если производитель вашего автомобиля уверяет, что масло в коробке залито на весь срок службы автомобиля. Ведь мы уже знаем о сроках жизни поколения модели и о так называемом маркетинге.
Потеря вязкости и всех других эксплуатационных свойств жидкости ATF может происходить (и происходит) по самым разным причинам:
— перегрев АКПП в силу специфики вождения — у агрессивных водителей это происходит систематически;
— происходит естественное разрушение и/или старение пакетов присадок, да и самого базового масла;
— многие механические и химические деструктивные процессы происходят в маслах вследствие попадания в картер автоматической КПП воды (влаги), антифриза при потере герметичности прокладок и соединений в контурах системы охлаждения и масляных теплообменников;
— в процессе естественной, даже не интенсивной, эксплуатации в масле все равно образуются механические примеси от продуктов износа, и они являются мощными агрессивами в отношении нагруженных пар трения.
Характерные признаки «старения» трансмиссионного масла
Значительное потемнение масла на щупе, появление запахов гари, а также просроченные регламенты ТО могут указывать на то, что трансмиссионная жидкость не может полноценно выполнять свои функции, и работоспособность АКПП – на грани!
При появлении любых вышеуказанных признаков, а также при возникновении проблем с переключением (автомобиль дергается в момент переключения передачи, слышны нехарактерные звуки и тд), нужно однозначно записываться на диагностику в профильную СТО. И только после всеобъемлющей и полной диагностики мастер может вынести решение о характере предстоящих работ и процедур.
При замене масла в АКПП, следует придерживаться и сроков, которые установлены производителем авто или агрегата, и даже значительно их сокращать в случаях эксплуатации в так называемых тяжелых условиях.
Профессиональные автомеханики к ним относят:
— эксплуатацию в городских условиях (а многие производителя сюда причисляют, например, столицы государств как раз к третьей, самой тяжёлой категории);
— агрессивную или даже просто активную манеру езды;
— жаркий или арктический климат;
— систематическую (или даже периодическую) внедорожную эксплуатацию.
Существуют разные технологии замены масла в АКПП: например, с полным сливом или при помощи так называемой прокачки. Одну из главных ошибок, которую допускают неопытные автовладельцы, автомеханики называют… опять же, желание сэкономить. Ведь в первом случае процедура (якобы) выполняется быстрее и требует меньшего объема ATF, а замена с прокачкой и стоит дороже, и масла уходит значительно больше. Однако в данном случае вам следует внимательно прислушаться к советам и рекомендациям сервисменов, через руки которых проходит (и прошло) немало десятков, если не сотен автоматических КПП. А ведь ремонт или, тем более, замена «умершей» автоматической коробки может вылиться в четверть цены всего остального автомобиля.
Доверяйтесь профессионалам!
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист
Популярные тэги в статьях