Вольво (Volvo) самые безопасные автомобили, так ли это?

Безопасность Вольво (Volvo)

Почему-то сложилось такое мнение, что автомобили Вольво (Volvo) самые безопасные в мире. Неверно! И не потому, что это моё личное мнение, а потому что вопрос некорректен. Данный производитель — один из лидеров по безопасности — да! На этого производителя равняются многие другие — однозначно! Но «самыми-самыми безопасными в мире» автомобили Вольво не являются. Более того, многие годы (и даже десятилетия) самым безопасным автомобилем вообще-то считался Мерседес, и именно немцы первыми (или одними из первых) ввели само понятие безопасности.

Однако со временем собственные лаборатории и полигоны начали появляться и у той же компании Aktiebolaget Volvo (она же — Volvokoncernen, она же Volvo Cars, она же — Volvo Group), и у корпорации Renault Group, и у многих других. Например, (также долгие годы) компания Renault лидировала по количеству «пятизвёздочных» автомобилей по всем известной программе Euro NCAP. Она насчитывала на 3-4-5, а целых 8 моделей, которые получили высший балл — фактически весь модельный ряд Renault. И — повторюсь — также в течение многих лет.

Но вернемся к Вольво, и начнем с того, что определимся с терминами — систем безопасности автомобиля сегодня принято считать две — активная и пассивная.

Активная безопасность

К компонентам активной безопасности относятся те агрегаты, устройства и приборы, которые стоят на страже того, чтобы дорожной аварии не случилось вовсе.

Наиболее известными и востребованными системами являются:

  • рулевое управление;
  • тормозная система;
  • двигатель и трансмиссия;
  • колесные подвески;
  • головное освещение,—

— и некоторые другие, а также сопутствующие и ассистирующие им:

  • гидро-, электро- и прочие усилители р/у;
  • раздельные контуры тормозных систем;
  • антиблокировочные системы (АБС) тормозов;
  • антипробуксовочные механизмы;
  • системы курсовой устойчивости;
  • устройства и приборы распределения тормозных усилий;
  • экстренного торможения;
  • обнаружения пешеходов;
  • механические и электронные блокировки дифференциалов и тд и тп, не счесть…

К системам активной безопасности относят, к слову, даже акустические системы, системы кондиционирования и вентиляции, да и вообще системы обеспечения комфорта водителя и пассажиров, поскольку самочувствие человека за рулём напрямую влияет на безопасность и его самого, и его пассажиров. Грязное лобовое стекло или сгоревшая лампочка наружного освещения — уже нарушение норм активной безопасности.

Пассивная безопасность

Эта отвечает за сохранность жизни и здоровья водителя и пассажиров в случае, если ДТП все-таки произошло; минимизация ущерба здоровью — вот главный приоритет систем пассивной безопасности.

Включает в себя такие основные компоненты:

  • высокопрочная клетка «жизнеобеспечения» пассажирского отсека — энергопоглощающие кузовные элементы частей кузова, мягкие бамперы, запрограммированно сминающиеся зоны деформации днища, моторного отсека и других элементов кузова;
  • удерживающие системы — ремни и подушки безопасности, пиропатроны и преднатяжители ремней, воздушные занавески и тд;
  • удерживающие детские системы и тптптптд.

Специалисты по систематизации наших знаний вывели также еще и такие термины, как конструктивная безопасность (устройство и компоновочные решения при проектировании автомобиля), внутренняя пассивная безопасность (отвечающая за водителя и пассажиров), наружная безопасность (которая призвана минимизировать травмы и ущерб пешеходов, велосипедистов и прочих других участников дорожного движения). Но в такие инженерные дебри мы не полезем.

В конце это статьи я привожу список достижений компании Вольво (Volvo Group), и он действительно впечатляет. Например, именно шведы первыми придумали и запустили 6-цилиндровый рядный двигатель, придумали глушитель, тормозные колодки на все четыре колеса. А тормоза, кстати, были такими «неожиданно эффективными», что одно время сзади автомобиля крепился специальный яркий предупреждающий треугольник — мол, «соблюдай дистанцию».

Трёхточечные ремни, защелкивающиеся одним движением, — именно с подачи шведских конструкторов они стали в современном автомобиле стандартным «базовым» оснащением. Подголовники, которые защищают шейные позвонки от перелома при ударе сзади, двухконтурную тормозную систему, многослойное ветровое стекло, детские сиденья и блокировки открытия дверей изнутри, защиту седоков при опрокидывании автомобиля с открытым верхом, «просто» подушку безопасности и «двухпороговую» подушку — всё это также придумали в Швеции.

Шведская компания, прежде чем отдать свой новый автомобиль на испытания в европейскую (или американскую, или китайскую, или Global) NCAP, прежде чем получить вердикт от испытателей по методикам IIHS, NHTSA, ADAC и других…сначала проводит испытания и доводку систем безопасности на собственном полигоне и в собственных лабораториях. Больше 20-ти лет (и по сей день) в Центре безопасности Volvo Cars (в среднем) «разбивают» о стенку и другие препятствия по одному новому автомобилю в день.

Ещё раз подчеркну — каждый день разбивают один автомобиль! Больше трёхсот автомобилей в год!

Для сравнения — в лабораториях по пассивной безопасности Renault, в частности, в г. Питешти в Румынии, где мне дважды удалось побывать, нам, журналистам, тамошние сотрудники с гордостью говорили, что они разбивают по 2 автомобиля каждую неделю… Что, впрочем, тоже немало.

Последние 40 лет эксперты Volvo (кстати, как и эксперты тех же Mercedes и Renault) занимаются анализом и исследованием реальных столкновений и изучают выводы последствий ДТП. Они выезжают на места дорожных аварий и поставляют Центру научно-исследовательских разработок Volvo самую разную информацию, начиная с чисто технической и заканчивая массивами данных по той же, например, статистике в разных регионах мира.

Будущее безопасности Volvo и вообще мирового автопрома

Несмотря на то, что подразделение легковых автомобилей Volvo Cars долгие годы находилось под патронатом империи Ford, а в 2010-м и вовсе было перепродано китайскому производителю Geely (ему Volvo принадлежит и по сей день), тем не менее, все многолетние наработки, весь инженерно-конструкторский дивизион были сохранены и работают даже прямо сейчас, когда пишутся эти строки.

Из современных помощников и ассистентов систем безопасности последнего десятилетия, можно отметить несколько:

  1. Системы оповещения водителя о других авто в «слепой зоне».
  2. Подушки безопасности для пешеходов от Volvo.
  3. Автоматическое распознавание препятствия и «способность» тормозить, когда появляется угроза столкновения — без участия водителя, —

— …а «без участия водителя» многие производители учат сегодня свои автомобили не только тормозить, но и ездить, поворачивать и тд. Система называется «автопилот» и имеет несколько уровней допуска к «автономности».

По мнению многих экспертов, в будущем на дорогах будет гораздо безопаснее. Все транспортные средства на дороге будут оснащены системами на базе ИИ (искусственного интеллекта). Автомобили буду общаться между собой и с инфраструктурой города (или дороги). Они будут оповещать водителя о потенциальных опасностях и в некоторых случаях даже принимать на себя управление автомобилем — в зависимости от статуса и уровня того самого допуска.

Работы по созданию подобных систем идут полным ходом. Испытания, соревнования и турниры — это на самом-то деле борьба производителей и энтузиастов за гранты и прочие формы дополнительного финансирования. Современные модели той же Volvo (причем, даже не из верхнего сегмента модельного ряда) уже давно оборудуются системой BLIS — оповещения водителя о наличии объекта в мертвой зоне. Система предупреждения столкновений — Collision Warning with Brake Support — не только оповещает водителя, используя вибро- и аудио сигналы, но даже настраивает тормозную систему, придвигая колодки к тормозным дискам, для немедленного торможения. Прибавляйте сюда новомодный так называемый адаптивный круиз контроль, слежение за полосой движения, монитор дорожных знаков и тд и тп и тп.

А таблица основных системы и устройств безопасности, созданные в Volvo за 80-летнюю историю, выглядит так:

1944-Каркас безопасности

1944-Многослойное ветровое стекло

1959-Трехточечные ремни безопасности на передних сиденьях

1960-Панель приборов из мягких материалов

1964-Прототип первого детского сиденья, устанавливаемого против направления движения

1966-Двухконтурная тормозная система

1966-Зоны деформации

1967-Ремни безопасности на задних сиденьях

1968-Подголовники на передних сиденьях

1969-Трехточечные ремни безопасности с инерционным замком на передних сиденьях

1972-Трехточечные ремни безопасности с инерционным замком на задних сиденьях

1972-Устанавливаемое против направления движения детское сиденье и замки, предотвращающие открытие дверей изнутри

1972-Экспериментальный автомобиль безопасности Volvo (VESC)

1973-Складывающаяся рулевая колонка

1974-Энергопоглощающие бамперы

1974-Защищенное от удара место установки топливного бака

1978-Дополнительная подушка для детей

1982-Система, не позволяющая пассажиру выскользнуть из-под ремня безопасности

1982-Боковые зеркала с широким углом обзора

1984-Антиблокировочная тормозная система (Anti-lock Braking System)

1986-Высоко расположенный стоп-сигнал

1986-Трехточечный ремень безопасности для центрального заднего сиденья

1987-Преднатяжители ремней безопасности

1987-Подушка безопасности для водителя

1990-Встроенная дополнительная подушка для детей

1991-Система защиты от боковых ударов SIPS

1991-Автоматическая регулировка по высоте ремней безопасности на передних сиденьях

1993-Трехточечные ремни безопасности с инерционным замком для всех сидений в стандарте

1994-Подушки безопасности системы SIPS (боковые подушки безопасности)

1997-Система защиты от опрокидывания ROPS для модели C70 с открытым верхом

1998-Система WHIPS (защита от плетевых травм)

1998-Надуваемый занавес для защиты от боковых ударов (IC)

2000-Открытие Центра Безопасности Volvo Cars в Гетеборге

2000-Система креплений для детских сидений ISOFIX

2000-Двухпороговая подушка безопасности

2000-Система помощи на дорогах "Volvo On Call"

2001-Концептуальный автомобиль безопасности Volvo Safety Concept Car (SCC)

2002-Система предотвращения опрокидывания RSC - активная система поддержания стабильного положения на дороге для модели Volvo XC90

2002-Усовершенствованная система ROPS

2002-Нижний поперечный элемент в Volvo XC90 для обеспечения безопасности автомобилей с низкой посадкой

2002-Создание манекена беременной женщины

2003-Интеллектуальная система информирования водителя IDIS

2003-Новая запатентованная структура передней части для повышения защиты на случай фронтального столкновения

2004-Система информирования о наличии автомобиля в "мертвой зоне" (BLIS)

2004-Устанавливаемый в дверях надуваемый занавес для кабриолетов (DMIC)

2004-Адаптивный круиз-контроль ACC

2005-Система поддержки водителя Volvo CoDriver (концептуальная разработка)

2005-Система Volvo MultiLock (проект в стадии исследования)

2005-Система оповещения водителя, потерявшего бдительность (концептуальная разработка)

2006-Персональный автомобильный коммуникатор с датчиком сердцебиения

2006-Активные би-ксеноновые фары с функцией поворота

2006-Функция предупреждения об опасности столкновения и функция поддержки торможения

2007-Система Volvo City Safety для предотвращения столкновения на малых скоростях (концептуальная разработка)

2007-Второе поколение системы защиты от плетевых травм WHIPS

2007-Новая более прочная структура боковой части кузова с использованием различных по прочности марок стали

2007-Встроенная подушка для детей с регулировкой двух уровней установки и с ограничителем натяжителей ремней безопасности

2007-Удлиненный надуваемый занавес для повышения защиты детей


Популярные тэги в статьях

Контакты