А начнем с моторов BMW — и вот почему. Принято считать (а зачастую так оно и есть), что баварский производитель намеренно «закладывает» в конструкцию этот самый «штатный расход» моторного масла. Не во всех своих двигателях, конечно. А вот имеется ли эта особенность в вашем конкретном автомобиле, вы найдете только в одном месте — в Инструкции по эксплуатации вашего авто. Масло «уходит» во многих немецких и японских моторах, а, например, в итальянских и французских — нет! Это не означает, что французские двигатели хуже немецких, просто они по конструкции — разные.
Из V-образных 8 цилиндровых бензиновых двигателей БМВ на стенды к мотористам попадают следующие:
— OHV V8, производства далеких 50-60-х годов, объемом 2,6 – 3,2 литра, и многие из них ещё до сих пор в строю;
— M60 (90-е годы) 3,0 – 4,0 литра;
— M62 и S62 (конец 90-х – середина 2000-х) 3,5 – 4,4 литра;
— N62 (начало 2000-х) 3,6 – 4,6 литра;
— N62/S, P60B40, S65 (4-литровые), а также N63 на 4,4 литра и их модификации, эти современные, 2000-х и старше годов выпуска.
У той же немецкой компании BMW имеются также V-образные 10-ти, 12-цилиндровые силовые агрегаты и даже на 16 цилиндров объемом до 9 литров. Последний, в частности, устанавливался на Rolls-Royce 100EX (2004 год).
Моторное масло подается на стенки цилиндров, которое сохраняется на их зеркале в хонинговочных бороздах, а маслосъемные поршневые кольца распределяют его по всей площади цилиндра и снимают излишки. Таким же образом, но уже под давлением и/или самотеком, моторное масло подается на штоки клапанов и в направляющие втулки для смазки и меньшего износа, а маслоотражательные уплотнительные манжеты на штоках снимают излишки масла и не дают попасть им в камеру сгорания.
На большинстве двигателей BMW, особенно высокопроизводительных, которые зачастую работают крайне теплонагруженных режимах и при повышенных нагрузках, все детали подвергаются интенсивному износу, а резинотехнические изделия — манжеты клапанов — особенно. Выявить критический износ колпачков и маслосъемных колец на поршнях — не просто. На ранних стадиях вообще невозможно, а если прозевать, недоглядеть, недослышать, то и КР ДВС (то есть, капитальный ремонт двигателя) — вот он, во весь свой рост! Со всеми вытекающими отсюда финансовыми и прочими проблемами.
Сроки службы тех же маслоотражательных колпачков в современных моторах BMW (и не только BMW, но и Mercedes-Benz, и группы VAG, и других) может устанавливаться производителем в пределах 160-180 тысяч километров пробега, а иногда даже больше. Однако в российских реалиях эти цифры нужно делить пополам, если даже не на три. Всё зависит от степени удаленности конкретно вашего авто от «правильных» видов топлива и моторных масел. Нынешние мотористы довольно часто наталкиваются на ситуации, где колпачки «готовы к замене» уже на пробегах 70 и даже 50 тысяч км.
Признаки износа маслосъемных колец и манжетов клапанов следующие:
— повышенный расход моторного масла, больше одного литра на 1000 (тысячу) км километров пробега (в большинстве моторов тех же БМВ) или значительно больше тех нормативов, которые указываются производителем вашего автомобиля;
— сизый цвет выхлопных газов означает, что в цилиндрах горит моторное масло; отчетливо это можно видеть при запуске двигателя на холодную утром или при резком нажатии на педаль акселератора днем. В скобках замечу, что белый выхлоп — это водяной пар, и тут нет ничего страшного, это нормально, а черный указывает на несгоревшее топливо, и это уже проблемы в системах питания;
— двигатель троит (из-за масла в камере сгорания, которое образует нагар на свечах зажигания и последний даёт пробой искры);
— низкие и крайне неудовлетворительные динамические характеристики вашего авто в силу изношенных маслосъемных колпачков и поршневых колец, причем не только маслосъемных.
Какими будут последствия, если вовремя не заменить маслосъемные манжеты или поршневые кольца?
К слову, излишки моторного масла в топливно-воздушной смеси также ведут к потере мощности, она сгорает в цилиндрах хуже, чем «правильная» топливная смесь. Это касается и дизельных, и бензиновых моторов, а также двигателей, оснащенных системами «дожига» выхлопных газов — EGR.
Дорогостоящий капитальный ремонт — это крайний случай, но масляное голодание начинает «убивать» мотор уже на ранних стадиях. В «лучшем случае» это обрыв цепи или проскальзывание ремня ГРМ, а в худшем — стук двигателя, это провернулся какой-то шатунный вкладыш. И как следствие – та самая «капиталка».
Что наиболее интенсивно изнашивает колпачки? Фторкаучук, из которых изготовлены маслоотражательные манжеты в тех же двигателях BMW, способны выдерживать до +200°С. Однако со временем и такой жаростойкий материал, в конце концов, «умирает».
Признаки и причины интенсивного износа:
— высокие температуры отработавших газов являются следствием агрессивной езды на высоких оборотах или в тяжелых ездовых условиях (бездорожья);
— перегрев двигателя по любым причинам, в том числе и вследствие применения некачественных эксплуатационных материалов;
— моторное масло, не подходящее под конкретно ваш двигатель, или низкое его качество;
— применение некачественного топлива, даже одна заправка на «левой» АЗС может прилично усугубить ситуацию;
— несвоевременно выполненные регламентные работы по ТО двигателя и вообще автомобиля;
— не совсем качественно выполненные работы на «левом» автосервисе.
Список мер, который должен предшествовать ремонтным работам
Прежде, чем решить, что вам пришло время менять кольца или манжеты, следует провести… диагностику! И если у вас автомобиль из перечня заголовка этой статьи, то ехать нужно или в дилерский центр, или на профильный автосервис, где профессионально работают с соответствующим диагностическим оборудованием. Ведь согласитесь, что к повышенному расходу моторного масла могут привести:
— и сбои в системе питания (зажигания);
— и износ деталей сопряженных пар в газораспределительном механизме (ГРМ);
— и неисправности систем вентиляции картерных газов (EGR);
— и изношенные поршневые кольца;
— и, наконец, изношенные «задеревеневшие» и закоксованные маслосъемные колпачки….
…и только профессионал в специализированном профильном техцентре сумеет определить «болезнь» и назначить правильное «лечение».
Вот предельно краткий перечень работ по замене маслосъемных колпачков многолитровых моторов V8 BMW (а также Mercedes-Benz, Volvo и Volkswagen Group — Porsche, Audi и других аналогичных):
— демонтаж клапанной крышки (клапанных крышек);
— снятие ремней (цепей), роликов, натяжителей и прочих составляющих механизма ГРМ;
— демонтаж распределительного вала (распредвалов);
— демонтаж и замена маслоотражающих манжет на клапанных штоках;
— притирка тарелок клапанов к сёдлам (если требуется);
— установка распределительного вала (валов);
— установка механизмов и деталей ГРМ (и зачастую с заменой ремня, цепи, роликов и тд);
— установка на штатное место (с заменой прокладок) клапанной крышки/клапанных крышек.
Добавьте сюда также, что замена маслоотражательных манжетов производится исключительно с применением профессионального инструмента. В подобных моторах они запрессовываются на шток со строго определенной степенью посадки и с помощью специального (фирменного) приспособления. А после замены колпачков (и всех остальных разборо-сборочных работ) следует не только отрегулировать фазы газораспределения, но и проверить искрообразование и углы опережения посредством специфического ПО — компьютерной диагностики.
При подобных работах крайне важно использовать исключительно оригинальные или качественные аналоговые расходники, которые одобрены производителем вашего автомобиля.
Уважающие себя компании и техцентры, как правило, дают гарантию на свои работы и использованные автосервисом расходные материалы.
Уровень компетентности мастеров в подобных технических центрах ВСЕГДА подтверждается сертификатами заведений (курсов), которые занимаются обучением персонала и повышением его квалификации.
Доверяйтесь исключительно профессионалам, у вас не «Жигули» из прошлого века.
Популярные тэги в статьях