Замена подушек двигателя Opel Insignia

От Администрации автосервиса «Восток-Авто»:

К нам в автоцентр обратился владелец Opel Insignia с жалобой на то, что «машину потряхивает». Наши специалисты провели диагностику и выяснили, что подушки двигателя порваны.

Заменили.

Клиент, цитата: «Я выехал с автосервиса, словно на новой машине…».

Мы приготовили небольшой фото- (и видео-) отчет по работе с автомобилем нашего постоянного клиента, а прокомментировать попросили нашего постоянного автора — журналиста и автомобильного инженера со стажем.

Сергей Жебаленко:

Начну с того, что подушки под двигателем являются своего рода сайлент-блоками особой конструкции. Это — так называемый резинометаллический шарнир, который, в отличие от «шаэса» (шарнирного соединения, где металл контактирует с металлом), тут металлические поверхности контактируют с резиновым вкладышем или резиновой втулкой. Иногда это бывают две железные обоймы и между ними резиновый элемент, иногда три обоймы, и причем сами обоймы (как и резиновые вкладыши) могут быть самых разных форм и конфигураций.

Задача подобных соединений заключается в гашении вибраций между сопряженными деталями, а подвижность шарнира обеспечивает эта самая эластичная вставка, как правило, из неармированной резины или полиуретана. Подобная деталь позволяет избежать дополнительных и хлопотных операций по обслуживанию шарнирных соединений — смазки, переборки для контроля износа и так далее. Однако и резина не вечна — она высыхает, твердеет, трескается, отрывается от металлических деталей, с которыми «сварена», что и произошло в данном конкретном автомобиле Opel Insignia

Виды и типы конструкций опор (подушек ДВС)

Производитель в своих автомобилях Insignia (а это представительский класс) помимо резинометаллических использует и так называемые гидравлические или гидромеханические опоры. Последние имеют две камеры, которые разделены мембраной, которая и гасит часть колебаний. Сами камеры наполнены специальной эксплуатационной жидкостью и, в свою очередь, тоже устраняют колебания и вибрации.

Opel Insignia в зависимости от спецификации комплектуется разными типами подушек (опор) двигателя:

  1. Механические — самые «бюджетные», те самые формальные сайлент-блоки, которые обеспечивают относительную шумо- и виброизоляцию кузова от двигателя на холостых оборотах, однако при движении недостаточно демпфируют возмущения.
  2. Гидравлические опоры имеют внутри камер специальную жидкость и между ними мембрану, — я об этом уже сказал.
  3. Электронные (динамические) наполнены специальной гидравлической жидкостью с металлическими частицами, которая «умеет» менять вязкость под действием электромагнитного поля. С помощью специальных датчиков и ЭБУ (блока управления) подобные опоры «подстраиваются» под стиль вождения и состояние дорожного покрытия. Они принимают информацию о скорости авто, манере езды и состоянии дорожного полотна, и на основании этих массивов данных меняют плотность жидкости и жёсткость опор. Своего рода электронные микро-амортизаторы.

Опоры (подушки) под двигателем Opel Insignia, в зависимости от конструкции и модификации модели бывают разными. Как правило, это металлическая — алюминиевая или стальная обойма с резиновой вкладкой. Она может иметь форму цилиндра, сайлент-блока или каплевидную.

Признаки износа опор двигателя

В зависимости от спецификации, в Opel Insignia, как правило, предусмотрены три или четыре опоры:

  • левая и правая крепятся к лонжеронам на кузове;
  • передняя — на так называемой передней балке;
  • задняя — на подрамнике или непосредственно к днищу кузова.

На некоторых автомобилях их всего две — передняя верхняя и правая нижняя, а задняя является общей для двигателя и КПП. Некоторые признаки износа подушек могут зависеть как раз от специфики расположения задней.

В зависимости от степени износа опор признаками их «умирания» могут быть следующие:

  1. Передается вибрация двигателя на кузов, на рулевое колесо и рычаг КПП;
  2. На неровностях дороги могут быть слышны металлические стуки и/или скрежет;
  3. Переключение передач может сопровождаться толчками и вибрациями большой амплитуды, вплоть до того, что «выбивает передачу»;
  4. При включении задней чувствуется отчетливый удар.

Причины естественного и преждевременного износа опор двигателя:

  • резина черствеет, дубеет и отслаивается от металлической (алюминиевой) основы/обоймы — от времени;
  • песок, битум и прочий дорожный мусор, температурные перепады разрушают резиновый элемент;
  • попадание на подушки двигателя эксплуатационных жидкостей — моторного или трансмиссионного масла, тормозной жидкости, хладагентов и тд;
  • экстремальный/агрессивный стиль вождения с разнонаправленными динамическими нагрузками на сам двигатель и его опоры… и так далее.

Естественный износ подушек/опор двигателя и КПП происходит к пробегам 80-100 тыс км или в течение нескольких лет, поэтому сервисмены рекомендуют их замену даже тогда, когда явственных признаков ещё нет.

Как понять, что пришла пора замены? Если вы обнаружили (почувствовали, заметили, услышали) хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то желательно обратиться на автосервис:

  1. Ощущаются вибрации на рулевое колесо и рычаг КПП;
  2. При езде по неровным дорогам слышны скрежет и металлический стук;
  3. Передачи переключаются с рывками и ударами, а также некоторые другие признаки.

Главными условиями долгой жизни опор ДВС являются — спокойная неторопливая езда, плавный старт и начало движения, такое же плавное замедление, переключение передач и остановка, проезд препятствий на невысокой скорости и тому подобная «пенсионерская езда».

Профессиональные механики также рекомендуют профилактические меры — регулярную диагностику с обязательным осмотром днища кузова на наличие «запотелостей» и потёков жидкостей/масел; своевременное прохождение регламентных ТО, периодическую очистку всех узлов, сочленений и креплений.

Диагностика состояния опор (подушек) ДВС

Интернет-советчики рекомендуют своим читателям, цитата: «Прежде чем отправляться на СТО, можно самостоятельно протестировать состояние опор».

Однако, по своему профессиональному водительскому и инженерному опыту скажу, что подобные рекомендации не стоят ничего!

Например, верхняя опора (или верхние опоры) хорошо видна на многих автомобилях, и ее можно визуально продиагностировать, а чтобы проверить состояние боковых и нижней, «…нужен помощник, который будет имитировать трогание с места и торможение», а «механик» — наблюдать за поведением двигателя при открытом капоте. Следующая цитата: «Если имеется деформация хотя бы одной опоры, то двигатель потеряет устойчивость: при старте он сместится в сторону, а при торможении вернётся в исходное положение…».

Смею заверить, что ЛЮБОЙ двигатель в ЛЮБОМ автомобиле при старте и торможении «шевелится» под капотом, для того и придуманы опоры-подушки. А вот их состояние может определить только человек, который за свою профессиональную карьеру продиагностировал и заменил не одну сотню таких подушек и опор. Ни одному владельцу автомобиля подобная диагностика не под силу.

Последствия эксплуатации авто с «порванными» подушками

Подушки предназначены для гашения вибрационных возмущений и являются своего рода буферами между мотором и кузовом. В начальной стадии своей «смерти», когда резиновые элементы подушек только начинают твердеть, гашение этих вибраций становится все менее и менее эффективным. В случае их обрыва или отрыва резинового элемента от металлического, мотор и вообще, как говорят механики, может «лечь на бок». И, в зависимости от модификации автомобиля, от типа двигателя и типа его крепления к кузову (лонжеронам, полкам и балкам), имеется риск обрыва ремней, «отлома» выпускной системы от двигателя, поломок в связке «мотор-трансмиссия» и еще много чего непредвиденного и неожиданного.

Опоры (подушки) двигателя не только Opel Insignia, а вообще любого современного автомобиля не подлежат ремонту и восстановлению. Здесь — только замена!

Можно ли произвести замену своими силами в условиях гаража?

Теоретически, конечно же, можно, при условии, если вы сами профессиональный механик. Казалось бы, процедура не слишком сложна, однако следует учитывать:

  • расположение радиатора (а точнее — радиаторов, поскольку тут их минимум три — охлаждения, масляный и конденсор),
  • компрессора,
  • генератора,
  • шкивов и ремней и так далее…

Ситуация может усложниться наличием ржавчины и окислов на креплениях, подтеканием эксплуатационных жидкостей (а там ещё и подушку купил на рынке не совсем ту, «которую надо») и тд и тп. В условиях гаражного кооператива, без наличия оборотного склада запчастей и целого ряда «сопроводительных» мелочей типа метизов и расходников, сделать это крайне трудно. А хуже всего будет, если вы самостоятельно приметесь за подобный ремонт, «споткнетесь» на каком-то этапе и, в конце концов, придется автомобиль доставлять в автосервис.

Но теперь уже — на эвакуаторе!...

Выбор новых запчастей

А это еще одна головная боль автомобилиста, который надумал бы ремонтировать самостоятельно, да еще и такой автомобиль, как Opel Insignia. Дело в том, что иногда даже на одной и той же модификации автомобиля (и с тем же двигателем, и с таким же типом трансмиссии) подушки могут оказаться… разными. Специалисты по подбору комплектующих прекрасно об этом знают, именно поэтому они просят владельца предоставить VIN- номер автомобиля, а на уважаемом автосервисе вы просто отдаете менеджеру свой автомобиль вместе с его техпаспортом. Автомеханики знают, что отрабатывают свой ресурс только те запчасти и только в том случае, если они фирменные, оригинальные, то есть — качественные.

Также автомеханики знают, что боковые (левая и правая) опоры ДВС изнашиваются быстрее, чем задние и передние, такое случается, и даже — норма. Однако менять лучше всего комплектом, как изношенные покрышки.

В последнее время в продаже стали появляться опоры и некоторые сайлент-блоки с полиуретановым, а не с резиновым «вкладышем», якобы они «ходят дольше». Они, мол, выдерживают повышенные нагрузки без критической деформации, не подвержены температурам, не вступают в реакцию с рабочими эксплуатационными жидкостями и так далее. Однако я надеюсь, что владелец такого автомобиля, как Insignia, не станет экспериментировать и экономить на спичках.

Он однозначно доверится профессионалам.

Сергей Жебаленко

автомобильный инженер, журналист,

специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».


Популярные тэги в статьях

Контакты